У детей, особенно незрячих, возникают серьезные трудности с определением лицевой и изнаночной сторон, верха и переда многих вещей: трусов, колготок, носков, маек, рубашек. Для устранения этой трудности на всех предметах одежды нужно сделать хорошо различимые на ощупь метки. Метки можно сделать из пуговиц или из кусочков материи с грубой фактурой. Можно применять специальные пасты для нанесения объемных меток. Метки на вещах делают в одном, четко определенном месте, например, справа на лицевой стороне вещи, в области пояса. Застёгивание одежды на пуговицы в этом возрасте для ребенка затруднительно, поэтому лучше использовать неразъемные молнии и липучки. Также еще рано учить его завязывать шнурки.
Очень важен выбор одежды. Она должна быть для ребенка удобной и приятной для его кожи. Если ребенок не хочет надевать какую-либо вещь, например, красивую мохнатую кофточку, то, скорее всего она вызывает у него неприятные ощущения. Учитывая особенности ребенка, не создавайте ситуацию, при которой у Вас может возникнуть желание наказать ребенка за безнадежно испорченную дорогую вещь.
Когда ребенок раздевается, его приучают класть (лучше вешать) одежду в месте, легко доступном для ребенка. Одежда должна быть положена (повешена) в той последовательности, в какой ребенок будет её надевать. Если какой - либо предмет одежды Вы решили заменить (постирать), то ребенок об этом должен знать: "Твои носки стали грязными. Я их постираю, а тебе положу чистые".
Скоро у ребенка появляется связь между предметом одежды, действиями с ним и словами, связанными с действиями над предметом, и он начинает пытаться самостоятельно одеваться. Вам останется только подсказывать, что и как делать, если он начнет путаться. Вскоре ребенок с гордостью будет демонстрировать Вам, что он сам оделся и готов ... к дальнейшему покорению мира.
В этом возрасте дети чувствуют себя не очень комфортно, когда не в состоянии в нужный момент воспользоваться горшком. Ребенок уже знает, для чего нужен горшок, где находится туалет, но не владеет навыком самостоятельно пользоваться ими. Раз ребенок ходит, умеет раздеваться и одеваться, научить его пользоваться горшком, а затем туалетом не составляет большого труда. Главное, чтобы ребенку было удобно пользоваться горшком и туалетом. Не страшно, если ребенок "случайно" познакомится с содержимым горшка - это тоже элемент познания мира. Просто придется лучше вымыть руки.
Ребенок уже знает, что надо умываться, зачем это делают, как и где умываются. Сделайте так, чтобы он сам доставал мыло, мог открыть кран с водой. Полотенце должно быть не большое и легкое. Учите ребенка пользоваться зубной щеткой.
Незрячий ребенок, как и все дети, с удовольствием купается и моется в детской ванночке, но при попытке искупать его в большой ванне у Вас может возникнуть проблема - ребенок вдруг начинает сопротивляться. Я это объясняю следующим образом. Большая ванна глубже, шире и длиннее детской ванночки, воды в неё наливают во много раз больше чем в детскую. В ванночке ребенок сидел на её дне, опираясь локтями и спиной о стены, и чувствовал себя устойчиво. Сидя в большом количестве воды, он немного "всплывает" (вспомните про силу Архимеда из школьного курса физики) и чувствует себя в воде неустойчиво. Ребенок легко теряет равновесие, ему не найти сразу точку опоры, он может перевернуться и окунуться с головой. Неожиданная потеря равновесия, попадание воды на лицо, в рот, нос не только неприятны, но и вызывают страх. Если зрячий ребенок легко находит дополнительную опору и, удерживаясь за неё, быстро осваивается в большой ванне, то незрячему ребенку сделать это сложнее. Поэтому, чувствуя свое неустойчивое положение в большой ванне, он боится в ней купаться. Страх может усугубляться из-за шума льющейся из крана воды, возникающих при этом волн или некомфортной температуры. Один из простых способов преодоления этого страха - купание вместе с ребенком. Вы вместе с ним опускаетесь в воду, усаживаете его на Ваши ноги и, помогая ребенку освоиться в ванне, принимаете водную процедуру.