КАК ФОРМИРУЮТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.
Двигательные функции представляют собой важный критерий состояния здоровья. У новорожденных они являются наряду с вегетативными функциями, основным показателем жизнеспособности организма, легко поддаются наблюдению, и при хорошем знании их развития можно своевременно выявить аномалии …
Двигательные функции ребенка начинают формироваться еще внутриутробно. И начинают они формироваться с развития постурального тонуса(тонуса, сохраняющего положение тела в пространстве).Приблизительно до 12 недели внутриутробного развития плод сохраняет флексионное(сгибательное) положение. Затем нижние конечности начинают принимать выпрямленное положение, а приблизительно с 22 недели начинают выпрямляться и верхние конечности и к 28 неделе в состоянии экстензии(выпрялении) находятся и ручки и ножки. После 28 недели сначала ноги, а затем и руки начинают снова сгибаться, таким образом к 37 недели(к моменту рождения доношенного ребенка) ручки и ножки плода снова принимают согнутое положение.
Одновременно с развитием постурального тонуса, с 12 недели, начинают формироваться и рефлеторные двигательные ответы на внешние(экстероцептивные) раздражители, и раздражители, исходящие от самих мышц или анализаторов(экстероцептивные), вызывающие цепное изменение тонуса в различных мышечных синергиях(цепочках мышц, участвующих в каком то движении). Таким образом сначала пояляется изолированный наклон головы, позже присоединяются движения туловища и наконец появляются движения ногами в виде рефлекса Бабинского(отдергивание нижней конечности в ответ на раздражение стопы), хватательный рефлекс, рефлекторное изгибание туловища. С 20 недели начинает появляться и бульбарная и ретикулярная активность, то есть активность глотательных и дыхательных мышц. Появляется спонтанный асимметричный шейный тонический рефлекс, когда на поворот головы в сторону меняется тонус в мышцах конечностей, появляются перекрестные шагательно-велосипедные движения…
Первым двигательным актом доношенного новорожденного ребенка является глубокий вдох, за которым следует сопровождающийся криком выдох.Затем наступает 2-3 х дневный период адаптации, и только тогда состояние ребенка новорожденного стабилизируется настолько, что его двигательные реакции можно в неврологическом отношении расценивать с большой достоверностью.
Двигательные реакции новорожденного имеют преимущественно рефлекторный характер. Вызывающие их импульсы большей частью нами неуловимы. У некоторых новорожденных спонтанная моторика в состоянии покоя весьма бедна, а у других она выражена очень сильно и многообразно; одни реагируют на внешние импульсы минимально и недостаточно, другие исключительно сильно. Движения осуществляются обычно симметрично на обеих половинах тела, однако в постуральном(статичном) отношении имеет место асимметрия: голова большинства новорожденных поворачивается в той или иной степени преимущественно к одной стороне, с чем обычно коррелирует и положение конечностей в смысле асимметричных шейных тонических рефлексов (АШТР) когда на стороне лица(фронтальной) конечности находятся в состоянии экстензии(разгибания), на шейной стороне они флексированы(согнуты). Здоровый новорожденный способен поворачивать голову в обе стороны, а в положении на животе он способен короткое время асимметрично удерживать в экстензии шею. Однако он не способен поднять голову в положении на спине.
Ряд рефлексов периода новорожденности сопровождается двигательной реакцией, более или менее локализованной. При поисковом рефлексе новорожденный поворачивает голову к одной стороне, при хватательном рефлексе сгибает пальцы одной кисти или пальцы стопы, при рефлексе отдергивания сгибает преимущественно раздражаемую нижнюю конечность, оттягивая тем самым ступню от раздражителя и т.п.
В положении на спине конечности бодрствующего новорожденного не находятся в состоянии стойкой флексии, они производят сгибательно-разгибательные движения и , порой одна из них остается свободно лежать в полусогнутом положении (семиэкстензии). Можно наблюдать асимметричное влияние положения головы в виде шейных тонических рефлексов.
Под влиянием шейных тонических рефлексов, например при повороте головы направо, возникает экстензия правых конечностей, сочетающаяся с флексией левых конечностей, а при повороте головы налево имеют место противоположные взаимоотношения. Движение одного сегмента тела вызывает определенное иррадиирующее изменение тонуса и тем самым и движение в других сегментах, что способствует в конечном итоге изменению постуральной ситуации. Основой этого процесса являются тонические миотатические рефлексы, обеспечивающие адекватное положение конечностей и аксиальногоцентрального, головного) органа по отношению к друг другу. Стабилизацию тела в пространстве обеспечивают рефлексы лабиринта. Обе эти группы рефлексов обозначают как рефлексы положения, или постуральные.Их изучение имеет большое значение как с точки зрения нормального, так и патологического развития моторики.
Новорожденный, поставленный из вертикального положения на весу ступнями на опору, выпрямляет конечности, туловище и подчас и голову(рефлекс опоры) а если, поддерживая его подмышки, слегка наклонять в стороны и продвигать в перед, он сможет даже осуществлять координированные шагательные движения нижними конечностями, остающимися в полусогнутом положении .
Другой формой локомоции является ползание в положении на животе, при которой новорожденный с помощью координированных движений нижних конечностей продвигает туловище вперед.
Все постуральные и двигательные рефлексы несут в себе часть какой то локомоции(перемещение тела в пространстве), это все заготовки для возникновения осознанных активных движений или поз. Со временем, по мере развития центральной нервной системы они будут видоизменяться и рефлекторность движений сменится осознанностью.ЦНС научится управлять излишним тонусом или излишним движением и тогда возникнут нормальные локомоторные, статические и манипуляционные функции, свойственные человеку.
В следующем сообщении расскажу про этапы формирования локомоций...