Сахалинский форум родителей особых детей "НАШИ ДЕТИ" (ДетиСах)

Объявление


ЕСЛИ У ТЕБЯ ПРОБЛЕМЫ - ПРИХОДИ, МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ ПРОБЛЕМ - ПРИХОДИ, ПОДЕЛИСЬ С НАМИ - КАК ТЫ СМОГ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ваши вопросы.

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Нам очень приятно представить вам   тифлопедагога- Людмилу Владимировну Мясникову ( г.Саратов)

Педагог с БОЛЬШИМ опытом работы!!! которая согласилась помогать родителям, чьи детки имеют проблемы со зрением.

Если у вас есть вопросы,  пишите, и по возможности, Людмила Владимировна  будет отвечать на них


Просьба с пониманием подойти к тому, что:

Виртуальная консультация не может заменить осмотра и носит информационный характер

Комментировать сообщения других пользователей, отвечать вместо консультанта запрещено

Если Вы хотите высказать свое мнение, воспользуйтесь кнопкой отправки личного сообщения или заведите соответствующую тему в разделе  "Наша  поликлиника"

Просим также с пониманием отнестись к тому, что ответы на вопросы будут поступать по мере возможности и наличия свободного времени у консультанта.

Теги:  зрение, проблемы со зрением,тифлопедагог

0

2

Людмила Владимировна, вопрос такой возможно ли самостоятельно обучить слепого (слабовидящего) ребенка читать шрифт Брайля? Если да то как (хотя бы для начала, что для этого нужно и "в каком направлении двигаться")?

0

3

Людмила Владимировна, здравствуйте!

ситуация сложилась таким образом, что наш сын- Миша, еще до недавнего времени видел одним глазиком, но так случилось, что зрение мы потеряли...

С  чего нам начинать???

понятно, что о предметах, на которые он может натолкнуться или какой либо другой опасности мы предупреждаем его голосом, но ведь как-то надо его приучать ориентироваться самостоятельно....

0

4

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ МУЖ И ЖЕНА- ОДНА САТАНА... :crazyfun:  Сидим в разных комнатах а пишем почти об одном и том же в одно и тоже время.... http://forumupload.ru/uploads/000f/41/28/631-3.gif

+2

5

Элла написал(а):

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ МУЖ И ЖЕНА- ОДНА САТАНА...

Это ты круто загнула, Элла.  http://forumupload.ru/uploads/000f/41/28/629-5.gif

0

6

Я ни в коем случае не советую учить ребенка дома чтению и письму по Брайлю. Учить ребенка этим навыкам должен только человек, хорошо владеющий методикой. К сожалению, сейчас и среди школьных учителей нечасто можно встретить таких. Ведь при обучении важно правильно поставить руки, научить правильно держать грифель, правильно сидеть и многим другим вещам. Чтобы подготовить дома ребенка к чтению и письму рельефно-точечным шрифтом, надо обращать внимание на развитие осязания и мелкой моторики. Я сейчас перечислю только некоторые умения и навыки, которыми ребенку надо овладеть до школы.
1. Согласованные действия рук. Проверьте, умеет ли Ваш ребенок работать совместно обеими руками. Застегивает ли он пуговицы? Умеет ли шнуровать? Играть в мозаику? Рассмотрим на примере с мозаикой. Важно научить ребенка находить левой рукой (если ребенок правша) отверстие в поле мозаики, а правой рукой вставлять фишку мозаики именно в это отверстие, а не в какое-то другое. К сожалению, у детей с глубокими нарушениями зрения часто руки живут каждая своей отдельной жизнью, выполняют несогласованные действия. Ребенок левой рукой может держать одно отверстие, а фишку вставлять совсем в другое. А ведь чтение и письмо по Брайлю требуют именно согласованных действий обеих рук. Если ребенок не умеет играть с мозаикой, обучение его чтению и письму затянется надолго.
2. Развитие мелкой моторики. Здесь можно использовать всевозможные пальчиковые игры ("Пальчики здороваются", например. Соединяем ладони обеих рук, затем пальцы попарно постукивают друг о друга: большой пальчик здоровается с большим, указательный с указательным и т.д.). Можно сортировать бусины, пуговицы, крупу. Делать бусы из макарон, трубочек. Лепить из пластилина, соленого теста, делать аппликации, заниматься оригами. Завязывать банты, обводить контур фигуры, штриховать. Если ребенок не видит, можно сделать ему рельефное изображение (иголкой наколоть круг, грибок и т.д.) и попросить его заштриховать изображение карандашом, ориентируясь на рельефный контур.
3. Развитие осязания. Определение на ощупь фактуры поверхности (гладкий, шершавый, колючий). Можно сортировать предметы по этим признакам (выбери все шершавые). Дифференцировка тканей разной фактуры (игра в ателье). Дифференцировка по форме (круглый, квадратный, треугольный), по величине. Учить дифференцированию начинаем с диаметрально противоположных характеристик (большой-маленький), а уж потом вводить такие понятия, как "средний".
4. Ориентировка в пространстве. Ребенок к школе должен знать понятия "правый-левый", "верхний-нижний", "правый верхний угол-левый нижний угол", "справа налево", "слева направо".
Как Вы поняли, для успешного обучения чтению и письму по Брайлю ребенку требуется ручная умелость и навыки ориентировки в малом пространстве. Если ребенок всем этим владеет, обучить его читать и писать профессионалу не составит труда. Удачи!
Всегда подключаем речь, объясняем сами, потом просим ребенка прокомментировать его действия.

+1

7

Во-первых, я Вас поздравляю, Вы молодец! Мало кто из мам, имеющих такого маленького ребенка, задумывается о важности обучения ориентировке. А зря. Чем раньше мы начнем заниматься этим с малышом, тем увереннее он будет себя чувствовать при самостоятельном передвижении. С чего начнем? С того, что покажем, как интересно окружающее пространство, как это здорово - уметь самому пойти туда, куда хочется. Я бы сделала тележку на маленьких колесах с ручкой, как у коляски. Можно, конечно, использовать и прогулочную, и игрушечную коляски, но они будут неустойчивыми и есть вероятность того, что они перевернутся и напугают малыша. Поэтому лучше низкая тележка. Ребенок катит ее перед собой, и Вы совершенно спокойны за него, так как препятствия на пути встречает тележка, а не лоб ребенка. Тележка выполняет роль щупа, который обследует пространство. С тележкой надо гулять и дома, и на улице.   Когда ребенок подрастет и научится уверенно ходить с коляской, покупаем ему игрушку-каталку. Это такая длинная палка с колесиком на конце и украшенная какой-нибудь бабочкой. Но для нас не бабочка важна, а тот факт, что эта каталка является уже аналогом трости для слепых. Надо научить ребенка катить эту игрушку впереди себя, чтобы чувствовать все препятствия на пути. А дальше уже трость. Приемы ходьбы с тростью, мне кажется, есть в интернете.
А Ваш ребенок ориентируется в Вашей квартире? Здесь он должен ходить и без вспомогательных средств. Можно по пути из комнаты в комнату на стенах на уровне роста ребенка поместить какие-нибудь метки (щеточки, связки ключей, объемные геометрические фигуры, какие-то предметы интерьера). При передвижении ребенка будет двойная польза: и ориентироваться будет учиться при помощи меток, и осязание развивать во время обследования этих предметов. А еще он должен ориентироваться в собственном теле (покажи, где глазки, ручки-ножки и т.д.) и в теле мамы, папы, куклы (где у мамы носик?). Старайтесь, чтобы выполнение заданий было связано у ребенка с положительными эмоциями и с желанием ребенка выполнять его, не подавляйте инициативу, одобряйте нестандартные решения Вашего ребенка, и у Вас все получится.

+2

8

Людмила Владимировна, здравствуйте! Моей дочке 4 года. Я наверное все упустила, всегда жалею ее. Мы немногое умеем, что должны делать уже в этом возрасте. Каждый день твержу, все не буду помогать, не буду кормить самостоятельно, но всегда сдаюсь. У нас есть пространственная ориентация. Ариша свободно ходит по квартире, как у нас, так и в гостях, предварительно  обследовав обстановку. Если прошу ее, то относит вещи в другую комнату.  Очень хорошо различает предменты, игрушки на ощупь. Игрушку, с которой не играла год, узнает без труда. Играет на пианино, самостоятельно обращается с плеером детским. НО, НО я никак не могу научить ее самостоятельно кушать. Может сама сьесть три четыре ложки йогурта или каши и все. Наотрез отказывается. У нее очень силно развито чувство( как бы это правильно сформулировать) брезгливости, боязни заморать руки. Если доже капелька какая попадет на пальчик, такая истерика начинается, пока я ей руки не помою, не успокоится. Поэтому до сих пор сама не ест фрукты. Только в протертом виде. Из продуктов самостоятельно кушает только сухие, например хлебцы. Они не оставляют следов на руках. Пробовали работать с пластилином, не получилось по вышесказанной причине. Снег зимой, песочек летом, для нас это большая проблемма. Летом на море ни в какую не хотела ходить босиком по песку, хотя по камушкам  ходила с удовольствием. Игра с камушками  это самое любимое занятие.  У нас дома их целая коллекция.  Я понимаю, что время уходит. Специалистов у нас нет вообще. Говорят, сейчас нельзя жалеть, но я не могу видеть ее слез, и все опять переношу на другой день. А надо хотя бы начать научится самостоятельно кушать. Да ручки у нас тоже нескоординированы.
Людмила Владимировна подскажите, как  хотя бы постепенно приучить дочку к самостоятельности.

0

9

Здравствуйте, мама Ариши! Да, бывают такие случаи, когда незрячие дети избирательно относятся к некоторым неприятным (по их мнению) предметам: кто-то боится мягких игрушек, кто-то не берет в руки металлические предметы. А Ваша видите, какая чистюля. Что ж, конечно, мне бы хотелось знать, играет ли она в игрушки, легко ли берет в руки новые предметы, какая у нее речь (не повторяет ли она за Вами фразы, не говорит ли о себе в третьем лице, может ли в речи выразить собственную мысль или говорит штампованными фразами из песен, стихов), держит ли ложку, пьет ли самостоятельно из чашки. Если можете, напишите мне о ней побольше. На расстоянии трудно делать какие-либо выводы. Общий же совет такой: пытайтесь все-таки развивать ее руки на тех предметах, которые она берет. Пусть одевается, складывает свои камешки в коробку, мешочек. А еще труднее положить камешки в бутылку, попробуйте, это  тоже хорошее упражнение. Может, у нее с возрастом пройдет эта ее брезгливость. И много говорите с Аришей, объясняйте, что Вы делаете, показывайте предметы, говорите, для чего они нужны. Обязательно каждое слово надо объяснить и показать (Колобок - круглая булочка, волк, лиса, медведь - животные, но чем они отличаются? и т.д.) Постарайтесь, пожалуйста, описать мне Аришу побыстрее, я в среду уезжаю, боюсь, что там, где я буду, может быть затруднен доступ к компьютеру и тогда я смогу ответить Вам не так скоро.

+2

10

Спасибо, Людмила  Владимировна за ответы! http://forumupload.ru/uploads/000f/41/28/638-4.gif

У нас Миша тоже видимо чистюля.... если испачкает руки, сразу плачет и просит помыть...но это было и когда он видел.

Людмила Владимировна написал(а):

не повторяет ли она за Вами фразы, не говорит ли о себе в третьем лице

А вот если говорит нормально, предложениями, но бывает что повторяет  фразы и говорит о себе в третьем лице... это значит, что-то не так?

0

11

Если ребенок чистюля - это хорошо, но мне надо знать ответы на те вопросы, которые я задала маме Ариши, чтобы исключить всякую бяку. Главное - берет ли в руки ВСЕ предметы или только избранные и какая у ребенка речь. Это диагностические критерии. Заранее не пугаю, тем более, что все поправимо.

0

12

Людмила Владимировна, спасибо за быстрый ответ, сейчас попытаюсь подробней ответить на ваши вопросы.  С игрушками играется почти со всеми, за исключением игрушек из очень мягкой резины.  Новые предметы, игрушки берет с о небольшой опаской,  всю ее ощупает, опробует и если понравилась может играться с ней долго. У нас очень много игрушек звуковых. Куклы которые говорят, поют. Металофоны, гармошка, гитара, синтезатор, различные дудочки. Не дом, а оркестр. Очень любит играть  с бутылочками, наполненными водой.  К сожалению полноценная развитая  речь у нас отсутствует. То есть она говорит неплохо, но чаще с вооброжаемым собеседником, и за себя и за него. У наших друзей в основном дети маленькие, еще не говорят, так вот она  копирует их речь, и сама с ними разговаривает. Если в разговор вступаем мы, она замолкает. Хотя бывает и прорывает ее. Но мы прекрасно ее понимаем.  Что ей необходимо она правильно формулирует. Из букв не говорит  "Р" и "Л". Про себя говорит в третьем лице.  "Ариша хочет, Ариша пришла". Мы поправляем ее постоянно. Сейчас пытается говорить от своего лица. "Мама я хочу кушать". "Мама я хочу спать" Когда у нее это хорошо получается, столько радостных эмоций у нее в этот миг.  Но сейча понимю что это звучит шаблонно, как мы ее научили, так она эти фразы и произносит. Стишки и песенки знает, но очень трудно ее заставить рассказать или спеть. Все это делает одна в своей комнате.  Часто поет песенки под караоке. У нас есть кассета с детскими песенками. Одна сторона  с плюсовой фонограммой, другая с минусом. Она очень любит петь их одна.У нас так же  очень много дисков с записью звуков природы, животных, музыкальных инструментов.  Очень любит их прослушивать. Но отказывается заниматься. Если пытаюсь ее чему нибудь поучить, ее максимум хватает на несколько минут. "Нет, Ариша не хочет" Все дальше продолжать бесполезно. Мы стараемся всегда ее хвалить, стимулировать, но честно иногда руки опускаются. Только совсем недавно начала пить самостоятельно с кружки. Но  мы стараемся использовать непроливайку. Она может пить и с обычной, но это получается у нее не очень хорошо. А непроливайку она самостоятельно берет со стола, и также ставит обратно. После каждой ложечки сразу старается вытереть ротик. Мы недавно были в Уфе и там ее наблюдал невролог, мы прошли тамограмму мозга. Каких то серьезных нарушений и отклонений она не увидела.  Она с ней поговорила. Ариша отвечала на все ее вопросы. Нам сказали, что это особенности развития слепых детей. Дочка очень любит новых людей, для нее поездка куда либо большое счастье, обычно после таких поездок у нас новый скачек в развитии. Мы живем в маленьком селе, где не то что центров развития, детского сада нет. По выходным на несколько часов возим ее в соседний городок в детский сад, в особую группу. Там все ее очень любят, она очень ласковая. Ко всем тянется.  Кажется постаралась описать все подробно. Честно, даже с каким то страхом жду вашего ответа.

0

13

Все хорошо, не надо бояться. Хорошо то, что она общается с незнакомыми людьми и играет с разными игрушками. Это снимает мои многие опасения. Хорошо то, что она такая музыкальная. За развитием речи я бы последила. Очень трудно оценить речь заочно, не видя ребенка. В любом случае продолжайте заниматься. Развивайте мелкую моторику (много упражнений есть в интернете). Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Хорошо бы, конечно, чтобы Вы мне написали месяца через 2-3 опять и снова описали бы поведение Вашей девочки. Удачи!
Ваша Л.В.

+1

14

Андрей написал
Миша часто говорит о себе в третьем лице, например "Миша строит дом", "Миша рулит", хотя если его поправить, он говорит "я строю дом", "я рулю"

Элла написала
А вот если говорит нормально, предложениями, но бывает что повторяет  фразы и говорит о себе в третьем лице... это значит, что-то не так?

Нееет, у Вас-то маленький совсем. Пока можно в третьем лице говорить. Но все равно поправляйте. Следите, чтобы играл РАЗНЫМИ игрушками, чтобы брал в руки все, что Вы ему даете (старайтесь хотя бы). Должен быть постоянный эмоциональный контакт с ребенком. То есть не просто покормила-переодела, а все время разговаривайте, пойте песенки, читайте стишки, понаблюдайте, откликается ли эмоционально ребенок. Сейча у вас с ним самый важный возраст. Не забывайте о развитии слуха, осязания, моторики, обоняния, вкуса. Все проговаривайте сами: " Какой сладкий пирожок", "какое жесткое печенье" и т.д. Надо учить его общаться с разными людьми. Пока круг этих людей не должен быть большим,т.к. слепому трудно всех запомнить, да и бояться может новых голосов и запахов, а вот внутри семьи пусть общается со всеми, потихоньку расширяйте круг этих людей. Смотрите, как реагирует на общение. Объясняйте ВСЕ, трогать давайте ВСЕ. Потрогал - и сразу объясняете: "Это кастрюля, в ней варят суп. Ты любищь суп? Послушай, как гремит кастрюля, если по ней постучать ложкой."  Не надо дорогих игрушек. Давайте играть разными бытовыми предметами. Пусть бросает в кастрюлю, в ведро ложки, половники, кружки. Пусть складывает в корзину полотенца, свои рубашки и т.д. Таким образом у ребенка будут расширяться представления об окружающем. Сказку читаете про животных - показывайте игрушки, объясните, чем отличается волк от зайца, от лисы и т.д. Важно не количество слов, а то, представляет ли ребенок, о чем он говорит, или просто чисто механически воспроизводит текст сказки без понимания. Слова "потолок", "люстра", "крыша", "труба" для слепого ребенка непонятны, ему надо обязательно показать все это (хотя бы в магазине игрушек на пластмассовом большом домике). Это только один пример, а есть еще выключатель, шланг, забор, ветки дерева, вся транспортная тема (автобус-трамвай-троллейбус-самолет-мотоцикл) и еще много всего. Дерзайте!

+1

15

Людмила Владимировна, спасибо Вам большое!  Обязательно приму все Ваши советы к сведению. Сегодня, гуляя на площадке набрали с Аришей еще  много камушков, завтра попробуем опять позаниматься. Целый день прислушиваюсь к речи. Нет, она у меня пытается сама анализировать происходящее вокруг. Часто коментирует наши действия. "Мама супчик варит, картошку чистит". Думаю мы сможем справится. Большое Вам спасибо. Обязательно напишу наши достижения через несколько месяцев. И еще вопросик на последок. До каких пор мы еще можем самостоятельно ее обучать? Ведь помощь специалиста нужна как можно раньше. Но у нас сейчас нет такой возможности куда либо переехать. Максимум через года полтора, два. Не упускаем ли мы время?

0

16

Дорогая мама Ариши (и все остальные мамы тоже)! Ничто не может заменить роли мамы в развитии ребенка. Даже если у вас нет специалиста, занимайтесь сами с ребенком. Еще раз перечислю то, что необходимо ребенку с нарушением зрения:1)пространственная ориентировка;
2) социально-бытовая ориентировка (умение самостоятельно есть, пить, одеваться, для более взрослых детей - уметь мыться, стричь ногти, готовить пищу, т.е. все то же самое, что умеют делать зрячие дети). Принцип такой:"Для слепого нет слова "рано", есть слово "поздно". Учите всему, что, как вам кажется, Ваш ребенок может усвоить в настоящий момент;
3) коммуникативные навыки (навыки общения). Хорошо бы отдать в садик (если примут, увы, добиться этого трудно), пусть даже для зрячих детей. Главное, чтобы люди там работали хорошие;
4) ОСЯЗАНИЕ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА (специально выделяю, это очень важно).
Ну, и не забывайте про общее развитие (памяти. мышления, внимания, общей осведомленности об окружающем).
Всем вышеперечисленным можно заниматься дома. Можно в интернете посмотреть  какие-нибудь приемы развития незрячих детей, там иногда они встречаются. У вас должна быть библиотека для слепых, они есть в каждом регионе. Попробуйте ее найти, там должна быть литература по развитию дошкольников.

+2

17

Уважаемые родители! Людмила Владимировна готова помочь каждому, кто обратиться к ней за советом. Также, вы можете найти ее в скайпе, и пообщаться " в живую". ее логин в скайпе: myasnikovalv

Людмила Владимировна, огромное Вам спасибо!!!! http://forumupload.ru/uploads/000f/41/28/638-4.gif

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно