Беседы с родителями незрячих детей (автор В.Д. Озеров)
Предисловие
Прошло двадцать лет с того момента, как моя жизнь, до того текущая размеренно и прямолинейно, сделала крутой вираж - родился сын Максим, ставший с младенчества слепым. Наблюдая сегодня за ним и его товарищами по школе, я все больше и больше восхищаюсь способностью человеческого мозга адекватно воспринимать окружающий мир, даже при отсутствии такого канала информации, как зрение. Возможность самостоятельной и активной жизни незрячего человека в обществе зрячих подтверждает неограниченный потенциал мозга. Надо только задействовать его, а это в первую очередь зависит от условий, в которых рос и воспитывался незрячий человек в детстве.
К моменту рождения Максима у меня был десятилетний опыт воспитания старшего сына, который развивался без каких-либо отклонений, радуя и расстраивая взрослых, как все здоровые дети. А вот, как и что делать при воспитании незрячего ребенка ни мы, ни наши знакомые не знали. Поиск ответов на возникшие вопросы заставил начать поиск статей, книг и учебников, посвященных воспитанию незрячих детей. В одной из первых статей, найденных мною, прочитал: "Если своевременно создать необходимые и достаточные условия для развития незрячего ребенка, то его слепота может быть сведена до простого физического дефекта".
Сначала прочитанная фраза шокировала меня - что значит "создать ... условия", когда благодаря зрению человек воспринимает основной объем информации об окружающем мире? И как это свести слепоту "до простого физического дефекта"? Но затем она поразили своей исторической правдивостью - человечество со времен Гомера знает много имен слепых, достигших больших жизненных успехов и всеобщего признания. Так неужели я - взрослый человек, не смогу создать "необходимые и достаточные условия" для подготовки своего ребенка к самостоятельной жизни? Прошло двадцать лет. Два года назад, окончив школу, сын (как и большинство его однокашников) легко поступил в высшее учебное заведение, успешно учится, к нему с уважением относятся преподаватели и товарищи по учебе. Впереди у него самостоятельная жизнь со своими победами и поражениями. Не знаю, как она сложится, но уверен, что он сможет прожить её достойно.
Сегодня можно найти много книг, посвященных воспитанию незрячего ребенка в семье, детском саду, школе. Большинство книг написано специалистами, имеющими опыт педагогической работы с незрячими детьми. Материал в книгах излагается доходчивым языком, но в нем обычно не хватает живого родительского опыта. Поэтому, рассказывая в "беседах" о своем опыте, делюсь мыслями и сомнениями, овладевавшими мною в то или иное время, и о причинах, побудивших действовать так, а не иначе. Надеюсь, что мой опыт, наблюдения за жизнью других семей, мнения специалистов, приведенные в тексте, помогут родителям найти ответы на возникающие у них вопросы и сомнения.
Возможно, родителям, недавно узнавшим о слепоте, грозящей ребенку, будет тяжело читать первые беседы - темы, затрагиваемые в них, вызывают душевную боль. Пересильте себя - чем раньше родители смогут "вскрыть" в себе душевный "нарыв", возникший при известии о слепоте ребенка, тем быстрее и легче они приступят к главной обязанности своей жизни - подготовке ребенка к самостоятельной жизни.
В.Д. Озеров
Теги: Беседы с родителями незрячих детей,Озеров