Беседа десятая: Готовимся к школе.
К семи годам у ребенка завершается созревание всех отделов головного мозга и только с этого времени ребенок готов к обучению в школе. Некоторые родители, не учитывая этого фактора, пытаются "внедрить" своих чад (как здоровых, так и с нарушениями развития) в школу с шести, а то и с пяти лет, испытывая при этом "гордость" за ребенка. Хорошо, если через 8 - 12 лет выяснится только бессмысленность такого решения.
Есть дети, для которых школьные нагрузки и в 7 лет чрезмерны и, возможно, для них имеет смысл начало учебы перенести еще на год. Но плохо и упустить момент "готовности" ребёнка к учебной деятельности, он может "перерасти". Для решения вопроса - идти ребенку в школу в этом году или нет, необходимо посоветоваться со специалистами. Советов специалистов ДДУ в данном случае не достаточно. Им, иногда, "не хочется отпускать" семилетнего "умненького ребеночка" от себя. А их совет часто "созвучен" с Вашим желанием - "продлить ребенку детство". Для принятия решения целесообразно посоветоваться со специалистами школы или медико-психолого-педагогических консультаций. В марте - апреле в каждой школе работают медико-психолого-педагогические комиссии по комплектованию первого класса на новый учебный год. В комиссии входят специалисты школы хорошо знающие незрячих детей и особенности их обучения. В крупных городах, при органах управления образования ("Гороно", департаменты по образованию и т.п.) в течение года работают медико-психолого-педагогических консультаций, помогающие родителям разобраться с "трудностями", возникающими у ребенка в процессе учебы, в том числе и при поступлении в школу. В консультациях работают специалисты разного профиля. Обратитесь туда. Заключения, которые выносят такие комиссии и (или) консультации, являются рекомендательными, но относиться к ним надо серьезно, даже если они не совпадают с вашим мнением.
Что значит готовить ребенка к школе? Многие родители считают, что надо научить его читать, писать, считать и чем лучше он будет это делать, тем лучше его готовность к школе! А так ли это? Ведь всему этому и многому другому обязаны научить в школе. Так стоит ли дублировать учителей? Не спешите это делать, Вы можете совершить ошибки, которые потом придется исправлять учителям.
К шести годам я научил Максима читать книги для слепых (напечатанные брайлевским шрифтом). Когда он начал учиться в школе (в 7,5 лет), выяснилось, что я научил его читать правой рукой, а методика обучения слепых чтению предусматривает правую руку в качестве "ведущей" по строке, а левую - "читающей". В дальнейшем почти все школьники осваивают чтение обеими руками. Эта моя ошибка не сказалась на дальнейшей учебе сына, но создала ему определенные трудности. Его соученики, не умевшие читать до школы, к пятому классу освоили чтение обеими руками, а у Максима до сих пор есть сложности при чтении левой рукой. Умение читать обеими руками для слепого не прихоть, а необходимость. Например, изучая музыкальное произведение и сидя за фортепиано, надо попеременно держать одну руку на клавишах, а другой рукой считывать нотный текст, поочередно для левой и правой руки (ноты, записанные с помощью брайлевского шрифта, для правой и левой пишутся в отдельных строках и считываются сначала для одной руки, затем для другой).