Почему и что изменилось ?
Утратили силу прежние Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности. Теперь установлены 3 степени способности к трудовой деятельности – как способности осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.
К основным видам нарушений функций организма человека относятся:
нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности (1 степень - незначительные нарушения, 2 степень - умеренные нарушения, 3 степень - выраженные нарушения, 4 степень - значительно выраженные нарушения).
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся 3 степени их выраженности:
способность к самообслуживанию;способность к самостоятельному передвижению;
способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение;способность к обучению;способность к трудовой деятельности (в Приказе все подробно дифференцируется).
И снимая инвалидность, часто эксперты МСЭ утверждают, что не видят признаков ее. Хотя прекрасно знают, что пункт.11 вышеупомянутого Приказа № 1013н гласит: «Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты».
На какой срок устанавливается инвалидность?
Это зависит от группы инвалидности.
1) Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
2) Без указания срока переосвидетельствования – если ребенок или гражданин страдает заболеванием, включенным в Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма.
3) Категория "ребенок-инвалид (до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид").
В случае признания ребенка или гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).
Мы не будем здесь подробно останавливаться на порядке обжалования решения МСЭ (в случае несогласия с ним законного представителя ребенка или самого гражданина), оформления пенсии и порядке переосвидетельствования – все это есть в официальных документах, размещенных на нашем сайте.
Для родителей детей-инвалидов с ДЦП (да и любого ребенка, нуждающегося в социальной защите) важно добиться установления категории «ребенок-инвалид», желательно - до 18 лет, а затем – установления инвалидности «без срока переосвидетельствования» теперь уже у инвалида с детства (после 18 лет).
Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности. Законодательством не предусмотрено никаких возрастных ограничений для граждан, которые могут проходит экспертизу, при этом детей в возрасте до 18 лет направляют на экспертизу в педиатрические бюро МСЭ. При отсутствии по месту проживания ребенка педиатрических бюро ребенку могут дать направление в одно из общепрофильных «взрослых» бюро или в специализированное «взрослое» бюро в зависимости от инвалидизирующего заболевания.
Настоящее Направление должно быть не позднее одного месяца со дня выдачи представлено гражданином (его законным представителем) в первичное бюро медико-социальной экспертизы.
В отдельных случаях (проблемы с пропиской, конфликт родителей с медучреждением и пр.) направление на медико-социальную экспертизу могут выдать сотрудники местных органов управления социальной защиты. Форма направления из районных управлений утверждена Правительством РФ, бланки направлений находятся в соответствующих учреждениях. Однако в этом случае необходимо помнить, что к направлению прилагается полный комплект медицинских документов, подтверждающих наличие, стойкость и глубину заболевания ребенка. Как правило, эти сведения содержатся в медицинской карте ребенка и Истории болезни. Кроме того, обследование отдельных сторон здоровья ребенка будет необходимо проводить на платной основе.
Наиболее часто возникающие спорные случаи связаны с отказом специалистов медицинских учреждений в направлении ребенка на экспертизу и с отсутствием полностью и добросовестно заполненных Направлений на экспертизу. Здесь необходимо требовать мотивированное и профессиональное обоснование отказа. Необходимо иметь в виду, что указанные действия входят в компетенцию медицинских работников и жалобы на них нужно отправлять в соответствующие медицинские учреждения и в местные и региональные управления здравоохранением.
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования или наблюдения в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. Для целей дополнительного обследования эксперты МСЭ могут рекомендовать помещение ребенка в стационар, однако это не является обязательным.
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина. Необходимо иметь в виду, что в таких случаях решение может быть принято не в пользу ребенка.
Конфликты в этой области возникают чаще всего вокруг необходимости для родителей нести дополнительные денежные расходы и тратить много дополнительного времени на дообследование. Устранить потребность в дополнительном обследовании можно только до получения направления на МСЭ, поэтому родителям нужно быть очень настойчивыми для того, чтобы лечащий врач, оформляющий направление, внес в этот документ максимальный объем сведений о ребенке и о течении его заболевания.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
Освидетельствование ребенка на предмет наличия у него инвалидности проводят врачи-эксперты, имеющие педиатрическую специализацию. В составе экспертной комиссии для легитимности ее решения необходимо участие не менее 4-х экспертов. Решение комиссии в меньшем составе может быть признано неправомочным.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро МСЭ могут участвовать с правом совещательного голоса лечащий врач ребенка, представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля и представители общественности, рекомендованные родителем освидетельствуемого ребенка.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Если по состоянию здоровья ребенок или гражданин после 18 лет не может присутствовать при проведении экспертизы, то (по заключению лечебного учреждения) МСЭ может быть проведена на дому или в стационаре, где он находится на лечении, либо – заочно – с согласия законного представителя ребенка (или самого гражданина).
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.
В ходе освидетельствования встречаются ситуации, когда, по оценке родителя, оно проводится небрежно. В случаях, если не был проведен осмотр ребенка, или состав экспертной комиссии не соответствовал кворуму, или не были учтены сведения о жизнедеятельности ребенка (из его рассказа или не выслушан родитель), эти моменты могут стать весомыми доводами при обжаловании решений экспертной комиссии в суде или в административном порядке.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Оно может быть следующим:
• Отказать ребенку в признании инвалидом;
• Признать ребенка ребенком-инвалидом с установлением срока переосвидетельст - вования и разработать для него индивидуальную программу реабилитации;
• Признать ребенка ребенком-инвалидом бессрочно до достижения возраста 18 лет и разработать для него индивидуальную программу реабилитации;
• Направить ребенка на дополнительное обследование.
После прохождения освидетельствования в бюро МСЭ важно проверить все рекомендуемые реабилитационные мероприятия, указанные в полученной Индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПРИ), в том числе технические средства реабилитации (ТСР) и санаторно-курортное лечение.
И еще – важный момент:
1. Право ребенка на набор социальных услуг проистекает из статей 6.1 и 6.2 Федеральный Закон от 17.07.1999 178-ФЗ ( в ред. 2010г.) "О государственной социальной помощи", в которых говорится, что "право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
9) Дети-инвалиды.1. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами,
2. Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Как Вы видите, здесь условием получения помощи ставятся не квоты, а медицинские показания, стандарты медицинской помощи и пр. Если Вы не отказались от социального пакета, то Вы имеете право на получение жизненно необходимого лекарства в соответствии с решением врачебной Комиссии по направлению врача поликлиники. К сожалению - Перечень жизненно необходимых лекарств сокращен уже почти вдвое. Поэтому, заключение Комиссии Вам будет необходимо, а если Вам отвечают,что квоты по ЖЗВНЛ выполены, то пишите жалобу в "Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства": Российская Федерация, 123098, г. Москва, ул. Гамалеи, д. 13., тел: 8(499) 190 3139, e-mail: fmba@fmbaros.ru На сайте ФМБА Вы найдете и все адреса его филиалов и часы приема. Читайте также на сайте РОБОИ подробную информацию о порядке обращения в ФМБА.
Или же обращайтесь в Минздравсоцразвития .
Как еще Вы можете противодействовать? Еще один способ - получить от врача письменный отказ в выписывании лекарств (или, хотя бы, страницу из медкарты, где описано как, когда, почему Вы обратились и что он сделал), и обратиться на него в суд с иском об обязании должным образом оказать гарантированные законом медицинские услуги .