Огромную роль в развитии ребенка играет отношение к нему члена семьи или реабилитационного работника, обучающего его новым навыкам. Это отношение влияет на быстроту и качество усвоения нового навыка. Что еще важнее, оно может сказаться на доверии ребенка, его поведении и готовности учиться.
Есть несколько простых способов, которые помогут ребенку лучше осознать собственное тело, подготовить его к овладению навыками и речью, доброжелательно относиться к окружающим, с готовностью откликаясь на их просьбы.

Приведенные здесь рекомендации особенно полезны при занятиях по овладению первичными навыками с детьми, отстающими в развитии:

1. Почаще хвалите ребенка. Хвалите его, ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь хорошо получается (или когда он очень старается).
2. Больше разговаривайте с ребенком.
Объясняйте все, что вы делаете, просто и доходчиво.
Пояснение
Похвала за успехи действует гораздо лучше (и сама по себе гораздо человечнее), чем ругань или наказание за неудачу. Когда ребенок старается что-нибудь сделать, но у него не получается, лучше обойти это молчанием или просто сказать что-нибудь вроде: "Жаль, не вышло. Ну ничего, в другой раз получится".
ВНИМАНИЕ: Избегайте давать в награду сладости или еду, особенно если ребенок склонен к полноте

Пояснение
Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Хотя может казаться, что он не понимает или не реагирует, все равно больше с ним разговаривайте. Если вы считаете, что он не слышит, говорите с ним и в то же время используйте "язык жестов". Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, направляйте его движения своими руками.
Например, чтобы научить ребенка подносить руки ко рту (или есть самостоятельно), вы можете:
помочь ему потыкать пальцем в еду, которую он любит.
а затем сунуть палеи
После того как ребенок научился это делать, пусть ест сам.
Пояснение
Обычно результат лучше, если вы мягко и осторожно направляете движения ребенка. Если он пытается что-то сделать, но не может, направьте его ручки так, чтобы у него получилось - это вызовет у него гораздо большее желание освоить данный навык, чем ваш гневный возглас: "ДА НЕТ ЖЕ - делай вот так!"
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело и научиться владеть руками.
Пояснение
Зеркало позволяет ребенку видеть и узнавать части своего тела. Это особенно полезно для детей, которые с трудом находят части своего тела или соображают, где они находятся. (Это случается при некоторых формах умственной отсталости, ДЦП, травме спинного мозга и незаращении позвоночника.)
5. Используйте подражание (копирование). Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка тянуться или двигаться, стараясь достать то, что он хочет.
Когда это становится слишком легко, ставьте на пути преграды, но не делайте их непреодолимыми.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
Пояснение
Многие умственно отсталые дети (особенно с болезнью Дауна) любят копировать других людей. Это хороший способ научить ребенка многим вещам -от выполнения физических действий до произнесения звуков и слов.
Пояснение
Даже на ранних этапах неправильно всегда давать ребенку в руки то, что он хочет. Вместо этого используйте желание ребенка как возможность применить навыки владения телом и речью для получения того, что ему хочется, -стараясь дотянуться, поворачивая корпус, поднимаясь, подползая или выполняя любое другое действие, которое он осваивает на данном этапе.
Пояснение
Дети охотнее занимаются, когда это доставляет им удовольствие. Продолжайте заниматься с ребенком до тех пор, пока его это забавляет. Как только занятие перестает быть забавой, прекратите его или внесите какие-нибудь изменения, чтобы сделать его более увлекательным и выз
8. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.
Например, если ребенку трудно одеваться из-за мышечной спастичност, помогите ему, нагнув вперед его плечи и спину, но одежду пусть он натягивает сам.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя.
Пояснение
Это -"золотое правило реабилитации*. Когда ребенку трудно что-нибудь делать или он делает это 'медленно и неумело, родителям часто хочется "помочь" * • ребенку, сделав это за него. Однако для развития ребенка полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, но помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать.
Пояснение
Дети часто прилагают наибольшие старания, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т. д.
Пояснение
Некоторые дети отказываются испробовать новые игрушки, приспособления, специальные сиденья -они боятся их. Если сначала их опробует другой ребенок и покажет, что ему это нравится, ребенку, который до этого боялся, часто тоже захочется попробовать.
ПОМНИТЕ! Хорошее обучение - вот, что играет'роль. Важно ^качество' обучения, терпение, ласка, а не то сколько времени вы на это тратите.

Несколько слов о поощрении

Один из важнейших элементов психотерапии — поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.
• Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
• Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.
• Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.
Занимаясь с ребенком,
- сидите справа от него. Правая сторона — это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении — к результатам, которых вы оба ждете;
- занимайте позицию Левелинга — на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на стульчике; он — на полу и вы — на полу);
- следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
- принимайте ребенка таким, какой он есть;
- будьте с ним “здесь и сейчас” (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он — интерес к тому, что он делает);
- оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
- никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

информация взята: http://www.logoburg.com/rod/publik/o_reb/17.htm

Теги: методические рекомендации, развитие