Институт основан в 1929 г. С тех пор он несколько раз менял свое название: до 1934 г. назывался Экспериментальным дефектологическим институтом (ЭДИ), с 1934 по 1943 гг. - Научно-практическим институтом специальных школ и детских домов, с 1943 по 1992 гг. - Научно-исследовательским институтом дефектологии, с 1992 г. - Институтом коррекционной педагогики.
Одним из основателей Института был Л.С. Выготский - основоположник российской школы специальной психологии и педагогики. В нем работали А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский, Ф.Ф. Рау и другие.
Был разработан комплексный медико-психолого-педагогический подход к изучению детей с особыми нуждами. Исследования Института обеспечили создание в стране дифференцированной системы специального образования детей с отклонениями в развитии (к концу 60-х гг.). Первый ученый совет при присвоении степеней кандидатов и докторов наук в области специальной психологии и педагогики был создан в Институте. Практически все специалисты высшей квалификации в области специального образования были подготовлены в Институте, в том числе все преподаватели дефектологических факультетов педагогических университетов СССР.
По инициативе Института в 1969 г. было начато периодическое издание журнала "Дефектология" для специалистов и родителей детей с особыми нуждами.
В штате Института - специалисты в области физиологии и нейрофизиологи, врачи-терапевты, офтальмологи, психиатры, невропатологи, детские психологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. В штате Института работают кандидаты наук, доктора наук, члены-корреспонденты, академик.
Приоритетные направления научных исследований:
Специальное образование в меняющемся мире
Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России
Ранняя помощь
Выявление, диагностика, профилактика и коррекция нарушений в развитии с первых месяцев жизни; психолого-педагогическая поддержка «особой» семьи; проектирование системы ранней помощи в образовании
Разработка специальных федеральных государственных стандартов школьного образования детей с ОВЗ
Проект СФГОС: четыре варианта дифференциации образовательного стандарта
Новой школе – новый учебник
Новый подход к созданию учебно-методического обеспечения специального образования
Интеграция /инклюзия/совместное обучение
Интеграция массового и специального образования
Особый ребенок и компьютер: обучение и развитие
Разработка и применение компьютерных инструментов в специальном и интегрированном обучении детей с ОВЗ
Путь в профессию
Профессионально-трудовое обучение на третьем этапе развития системы специального образования
Образование «необучаемых» детей
Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями
Расстройства аутистического спектра
Помощь в становлении аффективно-волевой сферы
Как помочь имплантированному ребенку
Кохлеарная имплантация: психолого-педагогические аспекты
Чтение и читательское развитие особого ребенка
Переход от изучения нарушений чтения к изучению нарушений читательского развития
Академическая наука - высшему профессиональному образованию
Новое программно-методическое обеспечение для вузов и системы повышения квалификации
А более подробно читать здесь
Теги: реабилитационные центры, обучение, диагностика, консультации