2. По поводу: «GPS-навигатор не даст заблудиться», «Зрячие» туфли до дома доведут», Умные очки «просветят» насквозь», «Посуда» и «Ультразвуковые очки «iGlasses» отмечу следующее:
Как бы техника не развивалась, но принципиально нельзя перевести информацию о трехмерном пространстве, которое воспринимается зрением, в упорядоченную информацию, которую слепой сможем воспринимать слухом или осязанием так же быстро и достаточно полноценно, как зрячий. Почему же?
а) Периодически появляются сообщения о всяких электронных тростях, очках локаторах, экранах и т.п. устройствах, помогающих слепым при перемещении в пространстве. Я сам инженер, и также вначале думал, что это может помочь слепым. Но, внимательно проанализировав процесс восприятия человеком окружающего мира с помощью зрения, а также восприятие окружающего мира слепым человеком через слух, осязание, кинестезию понял, что нельзя передавать слепому человеку информацию о ТРЕХМЕРНОМ пространстве (каким является визуальный окружающий мир) в виде ОДНОМЕРНОГО звукового или вибрационного сигнала, который генерируют любые трости, локаторные очки и т.д.
Представим себя на месте слепого человека, идущего по улице с тростью. Всё его внимание направлено на анализ информации об окружающем мире, поступающей через:
• слух - что, кто, где и куда движется; что, где и почему стучит, говорит, шумит… ;
• кинестезию – почему на дороге появился уклон вправо, влево; как надо наклонится вперед (влево, вправо, назад), чтобы противостоять ветру; как надо поднять ногу, чтобы встать на ступеньку… ;
• осязание – трость уперлась во что: в поребрик тротуара; бампер автомобиля, стоящего на тротуаре; зацепила стенку, крыльцо дома; одежда задела прохожего, столб на тротуаре или ветку куста с дорогой и т.д. и т.п.
А тут, вдруг появляется какой-то дополнительный звуковой (вибрационный) сигнал от трости (очков и т.п.), который надо с помощь слуха или осязания распознать и понять. Внимание слепого вынуждено переключаться на этот сигнал. А переключение внимание легко приводит к беде. Это может подтвердить любой слепой, самостоятельно передвигающийся в большом городе с тростью.
Года 6-7 тому назад, я имел встречу с одним из авторов электронной ультразвуковой трости для слепых и пытался ему рассказать, что аналогичные вещи, только на другой элементной базе были сделаны ещё в 60 – 70-е годы прошлого столетия. Но он заявил, что нашел NOY-XAY и обеспечит слепых новым средством ориентировки слепых для беспрепятственного передвижения. Спустя некоторое время я понял, что ему в первую очередь важна защита диссертации, а не сама проблема ориентировки слепых. Могу сказать, что прошло более 5 лет, как его трость появилась в продаже, но я так и не нашел ни одного слепого, кто, ходя с нею, использовал это NOY-XAY, т.е. эту трость используют как обычную. А вот стоимость этой трости равняется десятку обычных.
б) В сегодняшних условиях можно, сделать любое электронное устройство (в том числе через спутники) с помощью которого человек может определять своё место нахождение в пространстве и двигаться в нужном направлении в любых условиях (в абсолютной темноте, под водой, в лесу). В СМИ, Интернете неоднократно появлялись сообщения о разработках таких системах в Англии, Германии и США и др. странах, причем достаточно недорогих. Но, применяя эти устройства, слепой человек не становиться самостоятельным, а становится человеком, зависимым от системы, и превращается в собачонку на поводке. Все эти технические новинки (в кавычках) создают иллюзию пространственной независимости слепого, а по сути - ПСЕДООРИЕНТИРОВКУ для него.
Поэтому обучение слепого подростка самостоятельно передвигаться с простой белой тростью (без каких либо электронных "примочек"), является жизненеобходимой основой для его интеграции в обществе зрячих. А нужны ли какие-либо технические средства для перемещения, ему уж потом решать самому.
Мой сосед - Николай (17 лет), сегодня стал самостоятельно ходить и ездить с тростью из дома в школу и обратно, используя разные маршруты. Например, маршрут из школы: пешком, через пару перекрестков, подземный переход к остановке троллейбуса (1 км.); на троллейбусе до своей улице (20-25 мин) и пешком через проспект до дома (около 300 м.) – в общей сложности 40-60 мин. Это здорово «повысило» его самооценку, к нему стали с большим уважением относится окружающие. Расширился круг ощущений.
в) В последнее время появились действительно интересные работы по созданию устройства, позволяющего научить мозг слепого человека воспринимать некую плоскую (контурную) картинку с помощью осязания, например, тактильно воспроизводимую на коже спины, бедра и т.д. Такую возможность психофизиологи подтвердили мне ещё в конце 80-х. Недавно я узнал, что этот способ «видения» был реализован западными учеными тоже в конце прошлого века. Сегодня же можно научить мозг слепого «видеть» некую картинку, подобную визуальной, с помощью языка. См. http://nature-wonder.livejournal.com/189322.html В такую возможность для поздноослепших я принципиально верю, но поможет ли это слепым с рождения – не знаю, поживем – увидим.
Все сказанное мною, направлено на одно - какие бы не были достижения науки и техники, но чтобы их полноценно научиться использовать, в первую очередь, необходимо вырастить и воспитать слепого ребенка без попыток подмены традиционных форм деятельности слепого человека «инновационно-ноу-хальными» технологиями для слепых. Ребенок должен:
- освоить чтение и письмо по Брайлю;
- уметь обслуживать себя без каких-либо технических примочек и облегчающих жизнь устройств: на ботинках шнурки, значит надо уметь завязывать шнурки; на рубашке пуговицы, значит надо уметь застегивать/расстегивать пуговицы; грязную посуду надо уметь мыть, а не заменять одноразовой; надо пользоваться кранами холодной и горячей водой, а не краном с термостатном, настроенным на безопасную температуру…
- к 17- 18 годам освоить самостоятельное перемещение из пункта А в пункт В с помощью обычной трости и т.д., и т.п.
С приветом всем, Озеров Вячеслав Дмитриевич.
Отредактировано ВячДимОз (29.04.13 03:46)