Часть 1. ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
Общие положения.
Так как первые три года жизни в развитии ребёнка наблюдается тесная взаимосвязь между психикой и моторикой / такие авторы как Дюпре называют это психомоторными параллелизмами /, многие из методов, которые используют в ранней стимуляции, являются психомоторными.
В ребёнке эти параллелизмы развиваются спонтанно, но слепой ребёнок не всё может воспринимать в окружающем мире самостоятельно из-за дефекта зрения. Поэтому необходимо использовать эти методы, чтобы помочь ребёнку развивать гармонические параллелизмы.
Между слепым и зрячим ребёнком больше сходного, чем различного. И разница эта существует лишь потому, что слепой ребёнок не имеет необходимых ему возможностей для развития психомоторики, ориентировки, независимости.
В результате - бедное моторное развитие и задержка активности. На всё это влияет социальный фактор.
Цели и упражнения.
Управление головой.
В первые месяцы жизни одна из целей – научить ребёнка поворачивать голову с тем, чтобы позднее он мог бы определить источник какого-либо звука.
Ещё одна цель – научить ребёнка определять место нахождения соска матери после того, как он прикоснулся к материнской груди. Так необходимо стимулировать все привычки повседневной жизни и через эти уже развитые привычки прийти к упражнению рефлексов. Например, рефлекс всасывания важен не только как питательная функция само по себе, но также несёт в себе познавательное содержание.
Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик, а когда соглашаются, то при этом редко поднимают головку. Поднятие головы обычно достигается каким-либо зрительным побуждением в обстановке, окружающей ребёнка. В случае слепоты зрительное побуждение должно быть заменено каким-либо другим, которое ребёнок может воспринимать – звуковым, осязательным и т.д. В этом возрасте нет лучшего побуждения, чем общение с матерью через соприкосновение с её лицом, или общение с близкого расстояния.
Если ребёнок поднимет голову, то получит в подарок ласковое материнское прикосновение, и постоянно будет стремиться получить эту ласку ещё раз.
Умение поворачивать голову важно для всего физического развития, так как это необходимо для нахождения равновесия, в положении стоя, сидя, при ползании и при ходьбе.
Упражнения.
Среди наилучших упражнений по воспитанию навыка управлять головой мы можем назвать следующие.
- Положение - лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым сигналом или голосом.
- Положить ребёнка на животик. Придерживать его за шею и одновременно разговаривать с ним. Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать ребёнка движениями рук по шее.
- Положить ребёнка на животик на коврик на столе и гладить его по спине с тем, чтобы он выпрямлял голову и туловище.
- Когда ребёнок лежит на животике на столе, давать ему держаться за пальцы и говорить о необходимости поднять голову и спину.
- Положить ребёнка на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и привлекать его внимание разговором с ним или каким-либо предметом, издающим определённые звуки.
- Положить ребёнка на животик на колени или на плечо взрослого и одновременно разговаривать с ребёнком, привлекая этим его внимание.
Ребёнок должен находиться в том же положении, что и в предыдущем упражнении. При этом нужно привлекать внимание ребёнка какой-либо звуковой игрушкой, поставленной напротив него. Цель – научить ребёнка прикасаться к игрушке, когда он научиться держаться за плечи взрослого.
- Поставить ребёнка рядом с надувным мячом, поддерживая его, в то время как он держит руки на мяче, и вертеть мяч, привлекая внимание ребёнка ласковым прикосновением. Цель – научить ребёнка, опираясь на руки, поднимать голову, шею и спинку.
- Положить ребёнка на спинку, затем медленно поднимать за руки. Сопровождать это действие устной командой “ подъём ”.
- После того, как ребёнок овладеет предыдущим упражнением, положить его в то же самое положение, что и в предыдущем случае. Ноги ребёнка должны быть вытянуты или согнуты в коленях. Нужно сделать так, чтобы ребёнок схватился руками за большие пальцы взрослого, и побуждать его поднимать голову.
- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность, поддерживая его за пояс, медленно раскачивая тело ребёнка лёгким вращательным движением.
Вращение вокруг своего собственного тела.
Деятельность каждого дня предлагает нам множество возможностей. Если слепому ребёнку не оказывать помощи, то он может всё время находиться в одном и том же положении и на одном месте.
Дети постоянно нуждаются в движении. Поэтому, ставя детей в различные положения, мы помогаем им развивать равновесие (вестибулярный аппарат) и укреплять мускулатуру. Каждое новое положение тела ребёнка даёт ему новое ощущение и укрепляет его уверенность в себе. Чем больше его уверенность в себе, тем скорее он будет готов к самостоятельным движениям.
Вращение – это, наверное, первая большая игра, с которой сталкивается ребёнок. Игра эта даёт не только опыт движения, но также учит ребёнка лежать в различных положениях: на спине, на боку и т.д. Поначалу взрослый всегда должен помогать ребёнку.
Упражнения.
Желательно ставить ребёнка в различные положения.
- Поставить ребёнка на пол для того, чтобы он смог свободно двигаться всем телом и двигать ногами. Положить на полу предметы, которые будут звучать, когда ребёнок соприкоснётся с ними руками или ногами.
- Когда ребёнок лежит на спине, опускать и поднимать его ноги.
- Положить ребёнка на животик. Очень важно, чтобы ребёнок каждый день несколько часов лежал на спине и несколько часов на животике. Это поможет развитию его мускулов.
- Когда ребёнок лежит, подавать ему сигналы звуковой игрушкой или голосом для стимуляции вращательных движений головой.
- Когда ребёнок лежит на животике, помогать ему вытягивать руки вперёд. Поднимать его ноги с тем, чтобы укрепить их. Таким образом укрепятся мускулы, расположенные сзади его ног.
- Положение ребёнка – лёжа на спине. Положим нашу правую руку на левое колено ребёнка и, будем поворачивать его направо. Одновременно нужно согнуть (мягко) его левую ногу, при этом важно, чтобы другая нога оставалась выпрямленной.
- Левой рукой притягиваем правую руку ребёнка к его голове. Продолжаем сгибать ногу ребёнка. Руку ребёнка протягиваем ему под голову таким образом, чтобы ребёнок перевернулся на животик.
- Сначала упражнение может показаться сложным (см. рисунок в главе об игре). Легче его делать в том случае, если ребёнок вертится в противоположном направлении
- Согнуть правую руку ребёнка под его грудью, таким образом будет чуть приподнято его правое плечо. Легонько подтолкнуть его направо и перевернуть его на спину (первоначальное положение на животике).
Взрослый всегда должен держать руку рядом с головой ребёнка для того, чтобы избежать ударов во время вращения.
С каждым разом помощь взрослого должна становиться всё меньше для того, чтобы ребёнок научился переворачиваться самостоятельно.
- Положить ребёнка на бок и побуждать его к тому, чтобы он повернулся на спину. Для этого необходима звуковая игрушка. Можно также слегка дуть на ребёнка или же разговаривать с ним.
- Положение ребёнка лёжа на спине. Одно плечо ребёнка приподнимать, а другое опускать, чтобы осуществить вращение всего тела.
- Положение ребёнка на спине. Головка лежит на коленях взрослого или на подушке. Взять ребёнка за руку и за предплечье другой руки и поворачивать его, двигая одновременно руку и плечо.
- Положение ребёнка лёжа на животике. Прикоснуться к ребёнку звуковой игрушкой. Поддерживаем ребёнка рукой за подбородок. Двигаем игрушку медленно – вниз, вверх, в стороны. Помогаем ему поднимать голову, следить за звуком и взять игрушку. Это поможет ему изменить положение.
Ребёнок садится.
Когда ребёнок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками и опираться на них. Сначала он будет держать только верхнюю часть тела, затем приведёт в движение всё тело, позднее ребёнок научится садиться и ползать на четвереньках. Между четвёртым и шестым месяцем жизни сочетание управления головой и умения опираться на руки даёт ребёнку возможность овладевать первыми элементами равновесия и возможность учиться качаться.
Теперь можно начать учить его положению “сидя”. Упражняться в этом положении ребёнок будет особенно во время еды.
Упражнения.
- Если в момент, когда мы поднимаем ребёнка, голова его падает назад, то нужно поддерживать его голову твёрдой подушкой в короткие промежутки времени.
- Учить ребёнка хвататься за пальцы рук взрослого или за руки и тянуть его до положения “ сидя ”. Эти упражнения будут проводиться постепенно, и по мере того, как спина укрепляется – удлиняется время сидения ребёнка.
- Помогать ребёнку находиться в сидячем положении, держа его за руки. Затем положить ребёнка на спину, вновь поднять его в положение “сидя”. Поднимать ребёнка, поочерёдно держа его то за одну, то за другую руку.
- Подушку держать в воздухе и на неё посадить ребёнка, придав подушке соответствующую форму. Это делается для того, чтобы у ребёнка создалось впечатление, что он сидит сам.
- Посадить ребёнка на стул и наклонить стул, оставить сидеть ребёнка до тех пор, пока он не устанет. По мере того, как ребёнок сможет поднимать свою голову от спинки стула на несколько сантиметров, стул можно поднимать во всё более вертикальное положение.
- Взять ребёнка за талию (ребёнок в положении стоя) так, чтобы спина ребёнка прислонялась к груди взрослого. Нужно при этом стараться, чтобы ребёнок держал спину прямо. Это упражнение поможет ребёнку укреплять спинные мышцы – обязательное условие для того, чтобы ребёнок мог сидеть.
- Помогать ребёнку сохранять равновесие, когда он сидит на надувном мяче или на большой подушке. Положить ребёнка на спину на надувной мяч, поддерживая его за ноги. При этом в мягком мяче образуется вмятина. Нужно медленно вращать мяч по всем направлениям с той целью, чтобы облегчить ребёнку движение для того, чтобы он (ребёнок) мог сесть.
- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность с расставленными ногами в форме буквы “у". Руки ребёнка поставить между расставленными ногами. Нужно помогать ребёнку подушками, создавая ему опору.
- Посадить ребёнка на большой валик, поддерживая его за бёдра и за колени. Медленно вращать валик вперёд и назад для того, чтобы ребёнок пытался выпрямиться и остаться сидеть на валике.
- Посадить ребёнка на маленький стул таким образом, чтобы его ступни полностью стояли на полу (ступни и голени образуют прямой угол). Держать ребёнка за бёдра для того, чтобы он выпрямлял спину. Постепенно предоставлять ему возможность действовать самостоятельно.
- Посадить ребёнка так, чтобы у него не было опоры для спины. Ноги должны быть расставлены в форме буквы “у” и между расставленными ногами он должен поставить свои руки. Взрослый одновременно должен разговаривать с ним. Постепенно нужно увеличивать время нахождения в таком положении, одновременно подавая ребёнку игрушки.
- Посадить ребёнка без опоры на спину и с расставленными ногами. Положить руки ребёнка на бёдра и постараться, чтобы он удержался в этом положении. Как и в предыдущих упражнениях постепенно увеличивать время нахождения в этом положении до тех пор, пока ребёнок не привыкнет.
- Посадить ребёнка без опоры на спину и предлагать ему спереди и с боков игрушки. Делать это нужно на высоте плеч для того, чтобы он мог более свободно действовать руками. Потом игрушки положить между его расставленных ног.
- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность так, чтобы он опирался на ладони, и начать сильно толкать его с левой и правой стороны. Это нужно для того, чтобы ребёнок научился опираться сначала на одну, затем на другую руку.
- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность. Толкать ребёнка таким образом, чтобы он был вынужден опираться на руки. Это нужно ребёнку, чтобы не упасть. Сначала взрослый может помогать ребёнку, поддерживая его своей рукой.
Очень важно создать климат доверия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и учился бы выполнять эти упражнения без опоры.
- Когда ребёнок сможет самостоятельно сидеть, он попытается изменить это положение. Нужно проследить, сможет ли ребёнок вновь сесть.
- Когда ребёнок научится управлять головой и шеей, посадить его на пол с расставленными ногами. Взрослый должен сесть напротив ребёнка / лицом к лицу / в том же самом положении. Взрослый должен дотянуться до его рук и взять их в свои руки. Одновременно взрослый должен петь или издавать какой-либо звук. Когда ребёнок подрастёт, попросить его, чтобы он потянул взрослого за руки, чтобы встать.
- Упражнение проводится на свежем воздухе. Посадить ребёнка на землю и сесть рядом с ним. Помочь ребёнку почувствовать падающие с деревьев листья, почву, воду, камни и т.д. Помочь ребёнку дотянуться до интересующих его предметов с тем, чтобы он их нюхал и трогал.
- Положить ребёнка на спину. Попытаться сделать так, чтобы он сел, держась за руку взрослого или за какую-нибудь мебель. Поначалу можно помочь ребёнку, поддерживая его под спинку.
- Положить ребёнка на спину. Побуждать его к тому, чтобы он сел. Для того, чтобы он сел, нужно слегка вращать его туловище, а другой рукой придерживать его за вытянутые ноги.
- Посадить ребёнка в положении “на коленях” на колени взрослого (или же тело взрослого в лежачем положении). Или посадить ребёнка так, чтобы он мог держаться за какую-нибудь мебель. Увеличивать постепенно время нахождения в таком положении по мере того, как ребёнок научится удерживаться в данном положении.
Учится ползать (на четвереньках).
Когда ребёнок начнёт садиться, он должен начать учиться двигаться на животе. Это важно для движения вперёд и назад с помощью рук. Эти движения позднее помогут ребёнку научиться ползать на четвереньках.
К восьми или десяти месяцам у ребёнка начинается более сознательное движение. Зрячий ребёнок начинает ползать на четвереньках, чтобы дотянуться до тех вещей, которые его интересуют, в то время как слепой ребёнок очень неуверенно начинает ползать на четвереньках. Зрячий ребёнок может добиваться правильного положения при ползании на четвереньках, и это будет одним из этапов в его физическом развитии. Слепого же ребёнка нужно поощрять для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, когда ползает.
Слепой ребёнок не может научиться ползать на четвереньках, пока не появится побудительная причина. Ребёнку очень важно научиться ползать на четвереньках для приобретения гибкости и подвижности, и чтобы научиться координировать, согласовывать свои движения. Когда он научится ползать, это может стать побуждением для занятия ребёнка другими делами.
Упражнения.
- Положить ребёнка на животик. Взять какую-нибудь звуковую игрушку и извлекать из неё звуки для того, чтобы привлечь внимание ребёнка. Дать ему потрогать игрушку. Убрать игрушку или отставить на такое расстояние, чтобы ребёнок не мог до неё дотянуться. Если ребёнку нужна помощь, то помочь ему двигаться, поддерживая его за ноги.
- Если ребёнок при ползании опирается на животик, то ему нужно помочь подняться при помощи его собственных рук и колен. Одну руку подставить под его животик. Другой рукой приподнять его спину так, чтобы ребёнок встал на колени.
- Поставить ребёнка на четвереньки и дать ему почувствовать, что он держится на своих собственных руках и ногах. В этом упражнении можно опираться на ногу взрослого, сидящего на полу. Можно также использовать подушку, валик и т.д.
- Когда ребёнок уже находится в положении готовом для ползания (на четвереньках), подставим одну руку под его животик, другой рукой будем поддерживать ребёнка за спину. Таким образом поможем ребёнку сохранить равновесие, (чтобы он не отрывал руки и ноги от пола).
- Ребёнок в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Поддерживать ребёнка за талию и раскачивать его тело вперёд и назад.
- Показать ребёнку игрушку, которую он сможет толкать. Помочь ребёнку: сильно подтолкнуть ребёнка сзади. Потом подтолкнуть игрушку вперёд и побудить ребёнка к тому, чтобы он пополз к игрушке, чтобы появилось желание дотянуться до неё. Похвалить ребёнка, если он достанет игрушку.
- В то время, когда ребёнок стоит на четвереньках, побуждать его к игре с игрушками, которые его окружают.
- Ребёнок в положении на четвереньках. Побуждать ребёнка к движению голосом или звуковой игрушкой.
- Положение ребёнка лёжа на животике. Ноги не обуты. На расстоянии, недостижимом для ребёнка, положить звуковую игрушку. Побудить его взять эту игрушку. Помочь ему, сгибая одну ногу ребёнка и давая ему крепкую опору для другой ноги.
- Положить ребёнка на животик. Взять ребёнка за щиколотки и приподнять его приблизительно на 20 см (приподнять ноги и животик). Держать ребёнка в таком положении в течение нескольких секунд, затем положить ребёнка в первоначальное положение для того, чтобы он опирался на руки.
- Поставить ребёнка на колени и подтолкнуть его к полу так, чтобы он опёрся на руки, (чтобы не упасть). Если он не делает этого сам, то взять его руки на уровне локтя и поставить их впереди. (Протянуть их вперёд).
- Положение лёжа на животике. Приподнять тело ребёнка, держа его за талию. Побуждать его к движению с помощью рук. Обратить внимание на то, чтобы он поочерёдно опирался то на одну, то на другую руку.
- Ребёнок в положении на четвереньках. Побуждать ребёнка к движению. Помогать ему, поставив одну его руку впереди, а также подталкивая сзади ногу (противоположную руке, которая впереди) на уровне колена. Постепенно предоставлять ребёнку больше самостоятельности.
Следует иметь в виду, что указания, сделанные в отношении ползания на четвереньках, не могут быть полностью приняты для слепых детей, так как обычно слепые дети не следуют этим указаниям. Таким образом, образуется пустота в процессе их развития.
На седьмом – девятом месяце жизни ребёнка стимуляция автоматических рефлексов на уровне психики обогащается знанием и умением применять на практике эти знания ребёнка о своём теле, которые он приобретает.
Это идеальное время, когда родители могут помогать ребёнку в его развитии через телесные игры. Так как ребёнок растёт, всё более становятся возможными игры “тело – к телу”, можно играть с ребёнком на полу, используя вращение, попытки ползания и т. д.
Другими словами, играть с ребёнком так, как любые родители: беря его за ноги, поднимая ребёнка на плечи, подбрасывая его в воздух, прячась под столом, игра, когда ребёнок проходит между расставленными ногами взрослого и т.д.
Овладение положением “сидя” помогает ребёнку высвободить руки и будит в нем познавательный, исследовательский интерес. Важно научить ребёнка динамике движения в переходе от сидячего положения к положению на коленях и стоя. Это составляет целую динамическую и увлекательную игру, доставляющую удовольствие ребёнку и людям, которые его окружают.
Важно отметить, что родители должны воспитывать в ребёнке уверенность в себе. Обычно возникает следующая проблема – родители передают детям свой страх. Это боязнь того, что ребёнок может упасть, ударится о какие-либо предметы. Страх этот обычно выражается такими восклицаниями: “Осторожно! Упадёшь!” и сопровождается повышением голоса и криками, наполненными мучительным беспокойством. Всё это пугает ребенка, причём не только в данной конкретной ситуации, но и в последующих ситуациях. Всё это будет препятствовать активности ребёнка, направленной на развитие движения и самостоятельности. Нужно иметь в виду, что удары и падения естественны для этого этапа развития. Обучение всегда содержит в себе невыраженную ошибку, это необходимо для овладения наукой. Когда ребёнок падает и ударяется, лучше всего просто не обращать внимания.