Правила общения с человеком с ограниченными возможностями.
Личный опыт. Оксана Шерстюк (инвалид колясочник)

Здоровые люди часто не знают, как помочь инвалиду,
и нужна ли ему их помощь.
В итоге — просто проходят мимо».

Правило 1. Не навязывать помощь, но и не быть равнодушным
Такой подход в корне неверен.
Помощь очень часто нужна, а когда не нужна, то приятна.
Вернее, даже не сама помощь, а человеческое участие.
Как правило, человек, который уже некоторое время живет с какой-либо проблемой,
знает, как правильно ему помочь.
Поэтому если возникло желание, подойдите и спросите: «Давайте я вам помогу.
Скажите, что мне сделать?» Не занимайтесь самоуправством, но не будьте равнодушны.

Ведь спросить у человека, какая помощь ему нужна, гораздо проще,
чем спросить про его предпочтения в еде, одежде или выборе спутника жизни.

Правило 2. Давать свободу
Всем инвалидам хочется быть самостоятельными.
А родители, в свою очередь, считают, что им лучше известно, как все устроить.
У меня в свое время тоже были недоразумения с родителями.
До тех пор, пока однажды в откровенном разговоре, я не обронила:
«…Была бы ваша воля – вы бы и дышать за меня стали…Хватит!
Дайте воздуха, жить начну…».

Некоторые скажут, возможно, что это – эгоизм и неблагодарность…
Мол, ей помогают, а она еще и недовольна…Но нет.
Стремление к самостоятельности есть на самом деле, проявление ЛЮБВИ к близким.
Как иначе можно доказать свою любовь, как не уменьшением страданий
и тягот близкого человека, который вынуждено взвалил на себя
груз дополнительных забот по обслуживанию ребенка или просто родственника?
Меньше всего на свете мы хотим создавать проблемы нашим близким.
Мой личный Совет родителям: Не нужно загружать себя чрезмерным уходом за инвалидом!
Из-за этого он и превращается в «крест», «обузу» и прочее.
Ведь здоровому ребенку родители несомненно когда-то доверяют комнату убирать
или на столе порядок навести, на худой конец!
Так доверьте больному ребенку хоть шнурки себе завязать.
Вам же самим легче будет!
Во-первых, вам – одной заботой меньше,
во-вторых, ему – меньше времени на всякие уничижительные раздумья.
Позвольте ему решать хоть что-нибудь, поделитесь ответственностью.
Ответственность за других помогает забыть о своих проблемах.
Родители, не загоняйте себя в добровольную «кабалу»!

Правило 3. Учитывать мнение
Надо чаще спрашивать мнение инвалида о разных вещах.
Даже если потом вы сделаете все по-своему, он будет знать,
что к нему прислушиваются. Кроме того, родственникам нужно
постепенно перекладывать часть забот на инвалида.

Правило 4. Не нагнетать
С моей точки зрения, большинство людей с ограниченными возможностями
со временем привыкают к своему положению, приспосабливаются жить
с ограничениями. Кто-то приспосабливается лучше, кто-то хуже,
но физические ограничения – это данность, а не трагедия «вселенского масштаба».
А у инвалидов с детства вообще этой проблемы нет, поскольку они не знают,
как бывает по-другому.

Социальное движение «Белая трость» предлагает Вашему вниманию

Десять правил эффективного общения с людьми с инвалидностью

1. Когда Вы разговариваете с человеком, имеющим инвалидность, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь переспросить.

5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми людьми. Инвалидность – не повод для фамильярности.

6. Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске или хвататься за трость – то же самое, что опираться или виснуть на ее владельце или хватать человека за глаз. Специализированные устройства для инвалидов – это часть неприкосновенного личного пространства человека.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Никогда не притворяйтесь, что Вы поняли, если на самом деле это не так.

8. Когда Вы беседуете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто умеет читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки, закрывающие рот) не мешало.

10. Не смущайтесь, если сказали: «Увидимся», – или: «Вы слышали об этом…?» – тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Правило главное и заключительное: Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Главное, если Вы стремитесь быть понятым – Вас поймут. Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважайте. Тогда все будет хорошо!

Автор : Карен Мейер, Национальный центр США по работе с инвалидами.