1. Что такое АБА
АБА - терапия управления поведением, базирующаяся на бихейворально-когнитивном подходе к психологии.
Поскольку АБА является программой, наиболее подходящей для лечения аутизма, что подтверждено научными исследованиями, очень часто предполагают, что эксперт АБА является специалистом по терапии аутизма. Но это не так. Поведенческий анализ - это подход к поведению, который не ограничивается только одним из заболеваний - аутизмом.
С помощью АБА можно управлять поведением сотрудников или начальника, партнеров, детей, даже животных! Поэтому при помощи АБА мы не переобучаем ребенка, а управляем его поведением таким образом, чтобы стимулировать его самообучение, чтобы повысить мотивацию и через эту мотивацию подтолкнуть его с изучению предметов или навыков, которые он еще не освоил.
Например, я своего младшего сына научила произносить правильно "с" в течение 3 недель, когда у логопеда на это бы ушло гораздо больше времени, но у меня было преимущество - я знала, что нравится ребенку (поощрение) и использовала поощрение всякий раз, когда произношение было лучше предыдущего.
Или при работе с самими специалистами по АБА можно использовать ее принципы: всякий раз, когда они работают правильно, их можно поощрять (найти то, что им нравится - например, вербальное поощрение) - и тогда вероятность, что подобное повторится в будущем, непременно возрастет. Мы с терапистами постоянно используем этот метод друг на друге, и поэтому работается легко, поскольку слышим друг от друга только приятные вещи.
И все же АБА признана многими исследованиями лучшей программой для терапии аутизма.
Работы Скиннера в 1930-годах повлияли на возникновение АБА. Скиннер предполагал, что психология должна быть исследованием и анализом поведения. Его работы вытекают из закона Thorndike - закона эффекта: ПОВЕДЕНИЕ, ЗА КОТОРЫМ СЛЕДУЮТ ПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, БУДЕТ ПОВТОРЯТЬСЯ, А ПОВЕДЕНИЕ, ЗА КОТОРЫМ ПОСЛЕДУЮТ НЕПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЛИ НИКАКИХ - НЕ ПОВТОРИТСЯ.
Внешняя среда, окружение, также занимает центральное место в управлении видами поведения, которые не могут быть объяснены концепциями ума, желания, мотивации... И тогда для управления поведением необходимо управлять внешним окружением.
Так что же это - АБА ?
АБА применяется в целях модификации поведения посредством манипуляции внешним воздействием/средой. Она определяет совокупность процедур, которые позволяют, в том числе, ребенку вести себя так, он получит возможность лучше адаптироваться в внешним обстоятельствам (в том числе, обучению).
То есть АБА - это не сортировка карточек, не имитация движений, а создание условий, при которых ребенок сможет освоить эти навыки и будет желать продолжать обучние.
Сфера применения АБА обширна: образование, проблемы развития, психиатрия, работа, проблемы поведения, предупреждение дорожных происществий, аутизм, гиперактивность, фобии, инвалидность, депрессия, агрессивность, старение, безопасность, помощь; отношения родители-дети, умственная отсталось, шизофрения, коммуникация/общение и т.д.
АБА - это НЕ:
АБА не основана на методе "кнута и пряника"
АБА не дегуманизирует людей, к которым применяется
АБА не является дрессировкой
Это не "волшебная палочка"
АБА не ограничивается работой за столом
АБА не ограничивается работой в специализированных структурах
Конечно, структуризация окружающей среды иногда необходима, но это не абсолютно.
Постепенно, поведение генерализуется до "стандартных" ситуаций, которые человек встречает в повседневной жизни.
2. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ АБА ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШИМ МЕТОДОМ ТЕРАПИИ АУТИЗМА И ЗПР.
Прикладной Анализ Поведения эффективен во многих областях, как патологических, так и нет, но для людей, страдающих аутизмом или ЗПР, этот метод является наилучшим согласно исследованиям, проведенным Ловаасом, согласно которым при определенных условиях возможно полное исчезновение симптомов. В 1987 году Ивар Ловаас провел иследование 38 детей от 2 до 4 лет, 19 из которых имели диагноз аутизм, а остальные составляли контрольную группу. Эти дети получали поведенческую терапию в течение 3 лет, 40 часов в неделю. В результате 9 детей (47%) завершили учебный год без проблем, с нормальным уровнем IQ, 8 детей (42%) успешно закончили год в классе для детей задержкой речи, их IQ составил от 59 до 95, то есть от дефицита до нормального умственного развития.
Исследования Ловааса позволили подтвердить теоретические выкладки важности и необходимости проведения Поведенческой терапии при аутизме.
Собственно, именно эти исследования применительно к аутизму и приводят к путанице, что АБА - это терапия аутизма. Нет, это общая терапия поведения, которую Ловаас успешно применил при аутизме. При этом принципы АБА применительно к аутизму и терапия Ловааса имеют отличия, основное из которых состоит в том, что Ловаас полностью применял закон Thorndike, то есть включая наказания, в том числе электрошоком, когда АБА использует поощрение позитивного поведения и игнорирование негативного. Для элиминации негативного может также осуществляться показывание правильного поведения (подсказка) и, если студент копирует это поведение, опять же используется поощрение, что увеличивает вероятность повторения правильного поведения в будущем.
Хотя неимоверная популярность АБА - достаточно новое явление, АБА - не новая терапия. Кроме исследований Ловааса (1973, 1987 и 1993), АБА базируется на более чем 50 годах научных исследований индивидуумов с различными патологиями поведения и развития, начиная с 60-х годов. Например, достаточно недавние исследования Харриса и Хандельмана (1994)
Таким образом, АБА - это поведенческая терапия, используемая для управления поведением применительно к любой области.
Ловаас применил Поведенческий Подход к обучению относительно
детей, страдающих аутизмом, разработал методики, согласно которым можно производить обучение аутистов наиболее эффективным методом, используя Поведенческий Подход, поэтому, несмотря на подчеркиваемое разделение АБА и Ловааса, можно сказать, что в области терапии аутизма программа Ловааса имеет большое значение, поэтому, если нет альтернативы, возможно использовать структуру и методику терапии Ловааса (как обучать тому или иному навыку - как часто, с чего начинать и т.д.), но при этом использовать формат АБА (поощрение правильного поведения и игнорирование нежелательного, с последующим показом желательного).
Более детальные различия - как использование Натуральной Среды обучения, использование общения с терапистом как один из видов поощрения и т.д. - будут рассмотрены позднее.
Наиболее приемлемым вариантом все же будет использование непосредственно АБА, благо существует более чем достаточно литературы, доступно описывающей как родителям самостоятельно внедрить АБА при обучении ребенка (тот же "A Work In Progress" ).
3. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕРАПИИ
1. Использовать процедуры позитивного поощрения для закрепления и развития требуемого поведения.
2. Определить возможности и слабые стороны ребенка перед терапией методом тестирования с помошью Curriculum (см. далее обяснение теримина, и примеры - ABLLS, A Work In Progress). Цели, методы терапии, последовательность обучения навыкам и поощрения должны быть адаптированы к потребностям каждого ребенка.
3. Исследовать все области развития (речь, моторика, когнитивные навыки, социальные и т.д.).
4. Использовать прямое наблюдение и наблюдать за изменением индивидуального развития для определения уровня повяляющегося прогресса и соответствующего изменения программ обучения.*
5. Привлекать родителей в качестве сотерапевтов. **
6. Необходимо, чтобы терапия проводилась под руководством профессионала, обладающего степенью Мастера Анализа Поведения.
* Как видите, руководитель программы должен непосредственно наблюдать за терапией. Если этого не происходит, то терапия будет менее эффективной, а решения руководителя могут быть неверными, поэтому сложно проводить терапию АБА дистанционно.
Если же прямое наблюдение невозможно организовать, то руководитель должен хотя бы иметь возможность просматривать видео с терапией.
**
Не нужно думать, что АБА должна ограничиваться работой терапистов. Если навык не генерализуется с родителями или членами семьи, то ребенок может не увидеть необходимости в его выполнении, не говоря уже о том, что родители знают ребенка лучше всех, и поэтому эти знания могут быть очень полезны при терапии.
4. КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА-РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОГРАММЫ
Сертификат BCBA, выдаваемый Американской Комиссией Сертификации специалистов АБА, не является достаточным для того, чтобы специалист мог привлекаться в качестве руководителя программы, если только он, в дополнение с сертификату BCBA не обладает степенью Мастера в области Анализа Поведения, Специального Образования или других аналогичных областей (например, просто Мастер в области Образования не подходит) - см. схему Идентификации, Выбора и Определения Уровня Аналитика Поведения, работающего с людьми, страдающими заболеваниями аутистического спектра (Revised Consumer Guidelines for Identifying, Selecting, and Evaluating Behavior Analysts Working with Individuals with Autism Spectrum Disorders)
Как уже отмечалось ранее, применение Ловаасом физического наказания вызвало негодование со стороны ученых, медиков, социальных работников, а иногда и среди родителей (собственно, именно эта путаница между способами увеличения правильного поведения и снижения частоты негативного и привела к тому, что АБА автоматически воспринималась негативно).
Кроме наказания, поведенчесикй подход к переобучению предполагает многократное представление одного и того же упражнения (discrete trial teaching) и поощрение в виде кусочков пищи, что интерпретировалось как подход, аналогичный дрессировке – таким образом, работы Ловааса не были популярны вплоть до 1990-х годов.
Прикладной Анализ Поведения был создан на основе разработок Скиннера, а его применение при аутизме - на основе исследований Ловааса. ПАП (АБА) при этом использует только поощрение, и после появления книги C. Maurice “Let me Hear Your Voice” ("Дай мне услышать твой голос" ) Поведенческий Анализ стал вновь популярным.
Сейчас существует несколько "направлений" АБА, которые имеют незначительные различия. Например, некоторые школы не рекомендуют использование слова "нет", поскольку у многих аутистов это вызывает негативную реакцию (вместо этого рекомендуется использовать выражения типа "попробуй еще раз" ), другие же школы, наоборот, используют это слово, но в не слишком негативной форме, а, скорее, в информативной (по сравнению, например, с Ловаасом, где слово "нет!" произносится очень резко). Более компромиссный и логичный вариант - использование "нет" зависит от ребенка. В любом случае в реальной жизни он будет слышать это слово, поэтому, если у него возникают "кризисы" (тантрумы), если кто-то произносит "нет", то нужно постепенно приучить его к этому слову, опять же применяя АБА.
В любом случае, как отмечалось ранее, необходимо найти вариант, наиболее подходящий для ребенка, а не тот, который более удобен тераписту.
5. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АБА В ПРИМЕНЕНИИ К АУТИЗМУ:
+: Подтвержденный исследованиями наиболее примлемый подход, использующий конкретные схемы переобучения, принципы и методы, генерализирующий навыки от ситуаций "терапист-ребенок" до нормальной внешей среды и имеющий в качестве конечной цели адаптацию поведения человека относительно внешних изменяющихся условий.
-: Минус АБА состоит в том, что не все проблемы и симптомы, имеющиеся при этом заболевании, можно решить с помощью этой терапии. Например, проблемы с моторикой, возникающие на первом году жизни ребенка и, в случае, если они не исправляются, продолжающиеся и далее и создающие другие проблемы (как, например, неумение правильно ходить, бегать, танцевать и т.д).
Большая часть детей с аутизмом имеет проблемы моторики, которые не исправляются простой имитацией движений, предполагаемой тестами АБА. Нейропсихологическое переобучение, физиотерапия, сенсорная терапия убирает эти проблемы (см. на сайте ссылки на все вышеперечисленые вижы терапий).
Таким образом, лучше всего использовать комбинацию из этих терапий, начиная с нейропсихологии, согласно хронологическому порядку развития. Далее они могут применяться обе, поскольку они не только совместимы, но и дополняют друг друга.
6. Основные термины АБА
а). Куррикулум
Curriculum - это резюме, или тест развития человека, на основании которого строится программа терапии.
Куррикулум разрабатывается, принимая во внимение различные аспекты развития, такие, как навык самообслуживания, поведение, моторика, речь, социальные навыки, когнитивные навыки и т.д – все, что обычно анализируют при развитии обычного ребенка, а иногда и более, например, навыки имитации и игровые. Все эти навыки называют Поведением - Вербальное Поведение, Социальное Поведение, Игровое поведение и т.д. и, таким образом, работая с навыками как с Поведением, АБА управляет развитием данных навыков.
Каждый навык разделен на подчасти, согласно хронологии развития обычного ребенка. Например, в речевом поведении выделяются, согласно Скиннеру, просьбы, инструкции, интравербалз (фразы типа "вопрос-ответ", использующиеся при общении) и т.д.
Можно использовать уже разработанные Куррикулумы, такие, ABLLS-R, “A Work in Progress” и другие. Возможно также разработать свой собственный курикулум, соблюдая правила его создания, приведеные выше.
На основе Куррикулума создается Индивидуальный План Развития (ИПР) конкретного ребенка, который должен включать навыки, обучение которым планируется проводить и определяются стратегии проведения обучения, шаги "от более легкого к более сложному" (например, от однофреймовых пазлов с к пазлам, состоящим из множества частей) и, если возможно, определяются числовые характеристики поднавыка (от пазла с 1 фрейм-частью к пазлам с 3-мя, а далее - выше 5 ; либо количеству просьб, которым нужно обучить за 3 месяца) - согласно настоящему уровню развития ребенка, определенному куррикулумом или сопоставимыми тестами.
ИПР должен содержать временную разбивку в течение дня или недели для каждого поднавыка или ФОРМАТ ТЕРАПИИ (н-р, 50 % времени сессии длжно быть использовано на обучение речи, или 1.5 часа из 3-часовой сессии).
Известно, что аутичные люди часто имеют высокий уровень развития в одних сферах (н-р, в математике) и низкий в других (н-р, социальный). В таких случая ИПР должен создаваться с таким расчетом, чтобы у человека был более-менее одинаковый уровень развития во всей палитре навыков.
Discrete trial teaching - Обучение при помощи Отдельных Попыток (ООП)
В АБА существует несколько форматов обучения. ООП - один из них (другой - PRT).
I. Если не получается обучить человека навыку - он разбивается на части.
Такой же подход используется при TEACCH – если вы учите ребенка играть в домино, процесс игры разбивается на части, как сканирование взглядом последней фишки в линии, поиск фишки с аналогичной картинкой среди имеющихся фишек, прикладывание картинки к аналогичной в линии и т.д., то есть происходит обучение ЭТОЙ КОНКРЕТНОЙ ИГРЕ
В АБА происходит оперирование навыками, и разбивка, соответственно, меняется - сначала происходит обучение навыку поиска и складывания одинаковых предметов и карточек, а затем этот навык генерализуется до игр, как Домино, используя такие же стадии как и в TEACCH
Таким образом, можно подумать, что АБА более энергоемкий процесс, но это не так. Если ребенку сложно научиться игре в домино "с одного раза", то для обучения как одним, так и другим методом, необходимо множественное повторение попыток (Discrete Trial Teaching). При обучении игре в домино работа будет производитсья с одним и тем же материалом, что в скором времени надоест ребенку, но это не главное. Главное - в АБА навык складывания одного предмета или карты с другим может использоваться и в работе с другими играми - мемори, сортировка, складывание слова по картинке и т.д., то есть финально это более эффективно по времени, тем более, что основной навык в домино - умение найти аналогичную картинку, поэтому обучение самому домино в АБА пройдет более быстро.
II. Обучение 1 поднавыку до тех пор, пока он не будет освоен, а затем переход к следующему
Н-р, если вы обучаете нахождению одинакового, то начинаем с поиска одинаковых предметов, затем картинок, затем предмет-к-картинке и картинка-к-предмету. Я бы сказала, что кроме "1 поднавык одновременно", обучение поднавыкам должно быть представленоо в хронологическом или логическом порядке (иногда обратном - см.далее).
III. Необходимо провести несколько попыток (повторяющихся в теченеи определенного, достаточно краткого, временного отрезка).
Это достаточно важный компонент АБА, который может быть объяснен с точки зрения развития мога.
Все нейроны мозга у новорожденного соединены, и практически нет приоритетных связей, поэтому мы видим, что новорожденный производит множество некоординированных движений. ребенок делает попытки двигать руками. В это время мозг ребенка делает попытки найти наиболее оптимальный путь от одного отдела мозга к другому (наименее энергоемкий, или наиболее краткий) для того, чтобы процесс движения рукой происходил с наименьшими потерями энергии (для математиков - почти "транспортная задача" из теории тероятночти и мат. ожидания). В этом случае неиспользованные связи между нейронами "атрофируются” (становятся неактивными), а задействованные становятся активными. Аналогично этому происходит переобучение при аутизме.
Процесс развития при аутизме не останавливается, мозг не прекращает развиваться и создавать новые активные связи – он просто развивается по другому пути. Поврежденный мозг (этиология может быть различной - травма, болезнь, поражение нейровирусами, высокая температура, энцефалит и энцефалопатия и т.д.) продолжает выбирать пути, но вместо "нормальных", "обычных" соединений между нейронами, используются другие пути, выполняюзие аналогичную функцию, но они не такие, как у обычных людей - более энергоемкие. Исследования (Франция-Япония, ПЭТ)показывают, что мозг аутичных людей задействует другие части мозга, нежели у обычных людей при выполнении аналогичной операции 9моторики, когнитивной и др.) Более того, мозг человека с аутизмом задействует более чем в 2 раза больше нейронов по сравнению с мозгом обычного человека для проведения одной и той же операции. Это означает, что для выполнения идного и того же действия человек с аутизмом будет использовать больше энергии, то етсь больше витаминов, минералов, и, возможно, именно по этой причине анализы крови у аутистов дабют низкие показатели основных витаминов, минералов и др. энергоресурсов. К тому же, известно. что одновременно человек использует только 10% мозга. Естесственно, если при это на выполнение операции затрачивается больше энегрии, то на выполнение осталоных остается меньше энергоресурсов, и, таким образом, при аутизме приоритет отдается выполнению жизненно важных операций - дыхание, движение и т.д., и остается меньше энергии на выполнение менее необходимых физиологически, но необходимых социально операций - речь, мимика и т.д. - в зависимости от того, произошли нарушения в этой зоне или нет (иначе она работает "нормально и требует "обычных" затрат энергии).
Известно, что не труд сделал человека человеком, в а возможность ходить на 2-х ногах, поскольку данный спрособ требует меньше энергозатрат, чем при хождении или беге на 4-х конечностях, как у животных), поэтому у человека появилась возможность использования "высвободившихся" частей мозга на выполнение других операций, как речь, метематика и т.д.
Таким образом, чтобы снизить энергозатраты на выполнение операци, нужно "деактивизировать" имеюзиеся активные пути между нейронами и активизироват новые, менее энергоемкие, для чего необходимо часто и в течение длительного времени “настаивать” на том, чтобы мозг проводил операцию именно требуемым образом, для чего как раз часто в течение краткого срока времени представлять “верную” процедуру мозгу, а затем, ка к в примере сноворожденным, неиспользованные связи будут атрофироваться (или выступать в качестве "запасных" путей). а новые, "правильные" пути, активизируются.
Н-р, для того, чтобч обучить поднимать руки правильно имитацией, небоходимо сделать около 10 повторений за раз (что не более обычной гимнастики). Обычно используется 10 попыток (trials) за сессию. Навык рассматривается как осовенный, если ребенок правильно реагирует без помощи (или с уровнем помощи, выбранным в качестве нормы) в 8 попытках из 10 (иногда 9-10 из 10). Эти сесии могут быть и должны быть повторены в течение дня и недели до того, что в течение 3-х последовательных сессий нговый выполняется на уровне как минимум 80%, а затем навык перехожит в разряд "повторение", или "поддержки", иначе предыдушие, "неверные" связи мозга станут снова активными.
IV. Если необходимо, используется подсказка (prompt), которая постепенно убирается (“prompt fading”)
Подсказка может быть вербальной (“открой дверь” – для тренировки процедуры умывания), жескикулярной (указать на дверь, чтобы ребенок открыл ее) или физическoй (взять ребенка за руку и помоць ему открыть дверь), а также визуальной (например, если ребенок хочет конфету, но не может сказать "конфета", то конфету показывают, а также имитационной (ребенку показывают. что делать с игрушкой, а он затем проделывает эту процедуру самостоятельно).
V. Поощрение.
Любой человек делает что-то или работает ради поощрения – ребенок поцелует маму, чтобы получить конфету, мы идем на работу, чтобы получить зарплату и т.д. Можно предположить: а если человек волонтер, работает даром - у него нет поощрения? Неверно - поощрением ему будет осознание того, что он трудится на чье-то благо.
Таким образом, поощрение может быть не только материальным, но и социальным и т.д., что как раз подтверждает, что АБА - не дрессировка при помощи конфет!
Все делают что-то если они получают поощрение. И наоборот - если поощрение отсутствует, желание продолжить действие исчезает.
Для того, чтобы начать работать с ребенком, необходимо составить Список Поощрений. Для этого проводится так называемое "Reinforcing Assesment" (тестирование поощрений - ТП). Это не означает, что список будет стабильным на всю жизнь - наоборот, в зависимости от ситуации, желание получить данное поощрение может исчезнуть, и появиться другое.
Например, ребенку нравятся мыльные пузыри. Если терапевт пускал с ним эти пузыри достаточно долго, то ребенку просто надоест играть в эту игру, и мыльные пузыри прекратят быть поощрением. Или, например, на улице жарко, и поощрением для нас может быть возможность оставаться в футболке. Ситуация изменилась - пошел дождь. Безусловно, возможность ходить в футболке не покажется нам привлекательной.
Таким образом, поскольку ситуация часто меняется, необходимо производить ТП в начале сессии и далее приблизительно каждые 15 минут.
ТП проводится следующим образом. Ребенку предоставляется возможность выбрать между двумя предметами, затем дается возможность поиграть с этим предметом (не более 1 минуты), и далее представляется следующая пара предметов.
С действиями другая схема. Можно произвести действие (пощекотать) - если ребенок попросит еще, то это действие будет поощрением.
Если ребенок не реагирует на социальные поощрения ("Хорошо!" ) - этому можно его научить (см. далее).
Есть еще один из способов проверить, наравится ли ребенку данный предмет. Допустим, ребенок играет с машинкой. Нам кажется, что машинка - поощрение. Ребенок доиграл, мы пробуем убрать машинку. Если он следит за тем, как она исчезает и проявляет беспокойство - скорее всего, эта машина будет поощрением. А если нет...Нужно искать что-то другое.
То есть существует три способа проверить, является ли предмет или действие поощрением:1. Дать попробовать (если конфета или игрушка, то просто дать поиграть или попробовать; если действие - пощекотать 1 раз и посмотреть. захочет ли он еще).
2. Дать выбрать предмет из нескольких (неудобно при действиях, особенно если речь только начинает развиваться - может просто сказать последнее, что услышит).
3. Убрать предмет из поля зрения (неудобно для действия, но здесь можно просто остановиться, что будет аналогочно способу 1).
Необходимо составить для себя Список поощрений, который разделить на категории:
- предметы (еда, также называемая edibles, и игрушки или др. предметы - веревочки, н-р);
- действия (просмотр ТВ, щекотка),
- сенсорные предпочтения (объятия, щекотка),
- социальные предпочтения (похвала, "Дай пять!" и т.д.).
!
Как Вы заметили, щекотка входит в 2 категории. Это не случайно. Большинство людей с аутизмом, гиперактивностью и т.д. имеют нарушение в области сенсорики (более подробно см. соответствующий раздел на сайте). Если у ребенка недостаточная сенсорная чувствительность, то для речи первым выбором слов-просьб будут действия или предметы, связанные с удовлетворением сенсорной недостаточности - причиной его нипарактивности. Это будет самым сильным поощрением, и, если вы научитель управлять его сенсорикой, то можно контролировать поведение наиболее эффективно и, к тому же, снизить гиперактивность.
Тест на сенсорную чувствительность можно провести по книге More Than Words - см. ссылку на русский перевод книги на данном сайте в соотв. разделе.
!
Затем необходимо отсортировать данный список по уровню желаемости (от самого любимого к "ОК" время от времени).
Безусловно, самым любимым окажутся предметы удовлетворения сенсорной недостаточности (для лиц с недочувствительностью - прыжки, верчение веревочки перед глазами, юла), еда (для маленьких) и игрушки.
Для более взрослых (или тех, кто в состоянии работать в течение длительного времени за более "крупное" поощрение) это будет просмотр кассеты, ТВ, прогулка и т.д. То есть, как мы видим, конфеты здесь не играют решающую роль, а являются логичным выбором относительно потребностей ребенка. если он хочет смотреть кассеты вместо конфет - очень хорошо! Задача АБА как раз, используя конфеты, или edibles, то есть поощрения более низкого уровня, научить человека получать удовольствие от похвалы, что более социально приемлемо.
Если АБА-специалист не пытается найчить ребенка социальному поощрению - нужно задуматься о его уровне. АБА - это опять же коррекция неприемлемого поведения. Если социально приемлемо давать каждый раз ребенку конфеты, то это хорошо. А если нет? Я читала, как у одной мамы сын настолько привык к изюму, но больше ни за что не хотел работать. Это не АБА, а часть АБА.
Все, чего мы хотим добиться от ребенка, нужно оценивать с позиции "желаемое поведение и нежелательное". Поощряем желаемое и модифицируем нежелательное (показываем, что мы хотим и поощряем, если правильно делает).
Конечно, не все сразу же реагируют на социальное поощрение, или похвалу. Но, к счастью, есть еще один закон, согласно которому предмет, или действие, появляющееся в совокупности с поощрением, в дальнейшем становится поощрением.
Новорожденный малыш с нормальным развитием тоже не среагирет на похвалу (поцелуи или крики "супер!" ) – ему понравится, что его нежно поглаживают (сенсорика), запах мамы (предвкушение еды или приятных ощущений) или просто кушать!
Когда во время этой приятной для него ситуации (пить молоко, менять подгузники, купание, массаж) Вы с ним разговариваете, смеетесь, улыбаетесь, поете - эти последние, ничего не приносящие ему пока действия, будет "спарены" (paired) с приятными, привычнчми для него поощрениями. И, со временем, убирая первичные поощрения и акцентируя внимание на вторичных (процесс называется fading), можно добиться того, что пение, речь, смех и т.д станут его первичными поощрениями в дополнение к еде, массажу и т.д.
Тем же образом можно переучить человека с аутизмом получат удовольствие от всего, от чего обычно дети получают удовольствие, но Ваш ребенок - нет (пока!) - “супер!”, игра, и т.д (Конечно, это не должно быть что-то, что он ненавидит, допустим, если у него сенсорная сверчувствительность. и объятия будут для него болезненны - данная проблема решается с помощью сенсорной терапии).
Таким образом, чтобы научить ребенка любить тот или иной предмет, который обычно приносит удовольствие, необходимо предоставлять его (дать попробовать или произвести действие, или сказать) одновременно с уже любимым предметом, уже выступающим в качестве поощрения (игрушка, щекотка, еда и т.д)
Например, реебнок любит конфетки, а вам нужно научить его любить, чтобы его хвалили (я проходила этот период с сыном, поэтому на собственном опыте убедилась, что это работает).
Допустим, ребенок правильно ответил на Ваш вопрос. Тогда, награждая его конфетой, Вы говорите: "Здорово!", превышая уровень обычных эмоций (это как если бы он выиграл Кубок Мира или открыл Закон Гравитации).
В данном случае корректно будет давать ребенку ОБА поощрения одновременно (еда и похвала) в течение 1-3 недель.
Как только Вы видите, что ребенку стала нравиться похвала, необходимо постепенно убирать конфеты (либо количество, либо частоту)и награждать только похвалой (fading). Не сразу: сначала, например, 1 раз из 5 не давайте конфету, а только СИЛЬНО хвалите.
Например, после 3й и 7й попытки из 10 - ВАРЬИРУЙТЕ "номер" попытки, иначе создастся ненужная привычка! Ребенок не должен предугадать, когда получит поощрение, а когда - нет!
!
На этой стадии можно также генерализовать речевую подсказку (сами слова - "Супер!" ) до любых слов, произнесенных с ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ, а не только о определенным набором слов (как новорожденный) - это лучший способ добиться становления третьего уровня поощрений - удовольствие от того, что кто-то получил удовольствие (стемление понравиться или сделать приятное).
!
Далее вы не даете конфеты после каждых 3-х попыток и т.д. до тех пор, пока конфеты даются только в конце целого упражнения (10 попыток), а затем - оставить только похвалу.
Эта процедура работает с любым предметом или игрушкой. Возьмите, к примеру, звонок. Мало найдется взрослых людей, которым нравится резкий звук звонка, а вот дети, у которых он ассоциируется с окончанием урока, очень позитивно на него реагируют.
УРОВЕНЬ эмоций, которые вы показываете при использовании вербального поощрения, нужно постепенно снижать до обычного, но разница в его тоне должна оставаться разной, чтобы акцентировать разницу между "отлично выполненным" и "Ничего..."
Я надеюсь, к этому моменту все уже согласились, что АБА - не дрессировка, управлением поведением с целью приблизить его до "нормального".
Сортировка поощрений по степени значимости для ребенка дает возможность предоставлять наиболее "сильные" поощрения за наиболее сложные или новые задания, либо работу с новыми людьми или в новой обстановке.
В начале работы поощрение дается за ОТСУТСТВИЕ нежелательного поведения (крик, плач, ИЗЛИШНЯЯ веселость) - то есть если ребенок просто спокойно сидит, без автостимуляций - его УЖЕ можно поощрить. Многие забывают, основной закон - при игнорировании поведения оно будет реже повторяться, поэтому, елси ребенок правильно сидит за столом, а вы совсем перестали его за это поощрять, то он, безусловно, начнет опять сидеть "как зря". Поэтому правильное поведение (взял игрушку, посмотрел и т.д), которое обычно, нужно поощрять так же, как и "работу" с карточками. ЭТО АБА - поощрять желаемое ПОВЕДЕНИЕ (любой вид).
Безусловно, когда он будет сидеть дольше, вы сможете поощрить его больше, и тогда его поведение сидеть дольше за столом укрепится (см. схему работы АБА в файле), и ребенок будет рад повторить эту ситуацию и в дальнейшем, в ожидании поощрения.
Важно уменьшать постепенно частоту поощрения, заменяя ее количеством или более подобающим поощрением. например, если вы приучите ребьенка сидеть за столом правильно в течение 5 минут, а затем каждый раз будете его за это хвалить (и похвала будет для него поощрением), то у него выработается привычка "сижу хорошо" - хвалят. Поощрение не должно быть "по графику". ребенок не должен знать, когда его получит ( в реальной ситуации никто не будет смотреть за его поведением 100% времени). как и в казино играет принцип "авось получится", в финальном варианте поощрение в АБА неравномерно, то есть иногда Вы говорите "ОК", иногда просто одобрительно молчите, иногда расцветаете за особенно хорошо выполненное задание (важно ВСЕГДА это делать для более сложного задания!), то есть вести себя, как повел бы себя "обычный" родитель (конечно. с учетом уровня ребенка и его зависимости от поощрения).
Также можно отсортировать поощрения в зависимости от:
- дня (например, в выходные вы поедете на дачу, и игрушки все с собой не унесешь),
- вида работы (опять же на улице Вы вряд ли будете кормить его конфетами),
- частотой употребления.
Важно в начале давать поощрение СРАЗУ ЖЕ ЗА желаемым поведением (0-3 секунды), иначе, если ребенок успеет, например, повернуться или заняться автостимуляцией пока Вы пишите, то вы поощрите это последнее, нежелательное, поведение. То есть сначала - поощрение, а затем - написание комментариев или смена активности и др.
Аналогично: если вы потеряли темп программы или вам нужно срочно что-то сделать - просто дайте ему чем-нибудь заняться (например, то же поощрение-игрушку). Тогда вы поощрите то, что, пока Вы работаете, он занят.
Далее, при продвижении по программе вперед, Вы сможете дать ребенку возможность выбрать поощрение самому.
Правила поощрения:
1. Поощрение должно нравиться (см. выше как проверить, нравится ли поощрение)
2. Поощрение должно быть доступным только когда поведение является жедательным (н-р, не давайте чипсов, если ребенок делает что-либо неправильно или просто "поесть" ) – иначе ребенку не захочется его получить. нельзя оставлять поощрения в комнате, если Вас там нет - купите коробку для чая с отделениями или сумку с карманами (для еды), положите игрушки высоко на полки!
3. Варьируйте поощрения (как по форме – социальные, натуральные и т.д., см. ниже, так и по типу - конфеты, чипсы; объятия, поцелуи и т.д.)
4. Постоянно проверяйте, нравится ли поозрение (н-р, ребенку наелся чипсов)
5. Используйте поощрения, адекватные возрасту (для более взрослых просмотр ТВ будет более адекватным, нежели поцелуй)
6. Представляйте их по-разному, введите элемент сюрприза
7. Поощрять нужно постоянно (интервалы увеличиваются), иначе желательное поведение исчезнет.
8. Fade (постепенно снижайте) поощрение.
9. Вначале называйте поведение, которое поощряете (“Прекрасно СИДИШЬ!” )
10. Постепенно переходите к более практичному поощрению и более натуральному (если возможно).
11. не используйте стратегию “если ты сделаешь…, то получишь…”
12. используйте различное поощрение для различных видов поведения.
Виды поощрений (от более простого к более сложному):
Первичные:
Н-р: еда /питье
+: Доступно, просто в использовании (дома), желание съесть наступает быстро
-: можно быстро пресытиться, и тогда поощрение перестает работать;
-: иногда непрактично
-: ненатурально (кроме случаев. если дается в конце упражнения)
Натуральные:
Н-р: вы сказали ребенку “Скажи “кубик”." он говорит: “Кубик”. В качестве поощрения ему дается возможность поиграть с кубиками.
+: натурально, "нормально"
-: сложно предложить натуральное поощрение, если ребенок говорит, например, “дом” или не любит играть с кубиками - тогда играть в кубики не будет поощрением
Вторичные:
1. Социальные – объятия, поцелуи, “Супер!”, “Ты - молодец!” или жесты "Во!", "Дай пять!" и т.д.
2. Самопоощрение от того, что другой человек доволен
Н-р, ребенок доволен, потому что видит тераписта довольным из-за его хорошего ответа, и из-за этого в следующий раз ребенок опять продемонстрирует правильный ответ
3. Самопоощрение-удовольствие от законченной работы (наивысший уровень, появляется в 3-6 лет).
Человек доволен и горд, потому что сделал работу/закончил задание.
**Некоторые из утверждений были написаны на основе книги “A Work in Progress”
АВС
ABC - как первые буквы английского алфавита - основа АБА.
Это метод, с помощью которого происходит анализ поведения и составляются рекомендации по его коррекции.
А - Antecedent (Предшествующая ситуация)
В - Behavior (Поведение)
С - Consequence (Следствие)
Например, нам нужно скорректировать истерики ребенка. Вы сейчас можете понять. почему он кричит? Нет, конечно - мы не знаем, где он, с кем он, какая на нем одежда и т.д, то есть все "неприятно", что с ним может случиться, включая сенсорные проблемы.
Если он говорит, то понять, что является А будет легко.
Если нет - сделайте таблицу из 3-х граф (А-В-С).
В графе А опишите все, что Вы замечаете, что предположительно влияет на ребенка - изменение света в комнате, слишком тесная одежда, кто-то посторонний вошел в комнату.
В графе В опишите, что конкретно делает ребенок - кричит, плачет, бросает вещи и т.д.
В графе С опишите все, что следует за плачем - Вы сдались и дали ему то, что он требует или он нашел игрушку и т.д.
Ведя такой "дневничок" на протяжении какого-то времени можно понять. что обычно происходит ДО нежелательного поведения и что - ПОСЛЕ, и тогда, Вы увидите, что поведение обычно заканчивается ЧЕМ-ТО, после чего ребенок успокаивается. Это будет то, чего он добивается. Если то, что он хочет - нормально, то почему бы не выбрать способ научить его просить данную вещь? Если же то, что он хочет, не следует давать, что выбирается процедура extinction (то есть игнорирование нежелательного поведения до окончания этого поведения). Сначала тенденция будет к нарастанию нежелательного поведения, затем будет пик нежелательного поведения, а затем - резкий спад, когда ребенок поймет, что истерикой ничего не добьется.
Метод АВС - универсален. С его помощью можно проанализировать любой навык и поведение.
Например, учим ребенка просить машинку. Сначала мы всегда несколько раз за сеанс подсказываем ребенку название предмета. Затем ждем не более 3-х секунд. Если ребенок называет предмет - ура! Если нет - опять подсказываем.
А - Мы говорим, например, "машина".
В - Ребенок повторяет "машина".
С - Мы даем машинку.
Если к ребенка проблемы с памятью, на 6-й раз он не вспомнит название предмета, и мы лопять будем ему подсказывать. Через 2 дея он все еще не помнит названия.
Проверим, какова наша процедура.
А - Мы говорим, например, "машина".
В - Ребенок повторяет "машина".
С - Мы даем машинку.
То есть вслед за ПОВТОРЕНИЕМ СЛОВА МАШИНА ребенок получает машинку. Он получает машинку за ИМИТАЦИЮ, а не просит ее. Если нашей целью было ПОВТОРЕНИЕ слова, то все было бы верно. Но если мы хотим, чтобы он просил, процедуру нужно поменять.
А - Мы говорим, например, "машина".
В - Ребенок повторяет "машина".
С - Мы говорим "здорово!"или даем конфетку
Далее -
А - ждем, чтобы он попросил сам машинку еще раз,
В - он говорит "машинка"
С - мы даем ему машинку.
Опять анализ поведения - он стал повторять слово 2 раза. Смотрим процедуру еще раз - конечно. мы сразу за предыдущей попыткой имитации слова ждем, чтобы он второй раз скащал это же слово - и даем машинку.
Вывод - между первой и второй попыткой нужно сделать временной интервал или вставить "отвлекающее" упражнение (та же имитация другого слова, движения - что-то легкое).
А - Мы говорим "машина".
В - Ребенок повторяет "машина".
С - Мы говорим "здорово!"или даем конфетку
Далее -
А - просим, чтобы ребенок сыимтировал наши 2 движения руками
В - ребенок выполняет
С - мы награждаем ребенка (всем, кроме машинки)
А - ждем, чтобы он попросил сам машинку еще раз,
В - он говорит "машинка"
С - мы даем ему машинку