26.01.2012 Общество - Звонок на виртуальный урок
В центре
управления
Это уютное здание, находящееся в областном центре на территории института развития образования и оснащенное современным электронным оборудованием, так и хочется назвать ЦУПом. Разумеется, к космическому центру управления полетами оно не имеет никакого отношения. Скорее, это центр управления прорывом. Ведь именно здесь впервые, в рамках федеральной программы, создавались все условия для учебы по современным информационным технологиям школьников, страдающих различными недугами.
Дома у 85 ребят с ограниченными возможностями появились компьютеры со специальными приспособлениями, а в их школах – мини-ресурсные центры дистанционного обучения. Интернет-технологии стали для этой категории детей ключом к новым знаниям, общению, раскрытию творческих возможностей. В виртуальный мир они вошли с 253 учителями, прошедшими специальную подготовку. (К слову, 80 проц. из них имеют первую и высшую аттестационные категории).
Организаторами проекта стали специалисты центра во главе с Л. Кочегаровой. В любой момент Любовь Васильевна и ее коллеги могут наблюдать, как в режиме реального времени идут дистанционные уроки, какой объем информации скачивается школьниками, какие исследовательские задания они выполняют и отправляют на проверку. На мониторе компьютера можно увидеть оценки ребят, их работы, ответы на вопросы и прочее. Специалисты центра работают в тесном контакте с учителями, родителями, детьми, координаторами, профильным министерством.
Можно ли считать, что виртуальная форма получения знаний оправдала надежды?
Для Л. Кочегаровой это вопрос риторический:
– Все ребята в минувшем учебном году полностью освоили школьную программу, – сообщила она. – Они значительно расширили свое образовательное пространство. Мы разработали для учащихся и педагогов 450 познавательных курсов. Они освоены почти на 80 проц., и это очень хороший результат. Кроме того, дети участвовали в олимпиадах, конкурсах, акциях, посвященных юбилею космонавтики, Великой Победе, Дню учителя, Дню пожилого человека. Находили познавательную информацию в интернете, готовили поздравления, комментарии, рисунки, общались со сверстниками. Все это важно для социализации детей. Их творчество представлено в открытой сети, оно обсуждается и оценивается.
Теперь ребенок с ограниченными возможностями может поучаствовать в любом проекте, выходящем за рамки школы и района. Есть примеры, когда учитель истории дистанционно обучал группу детей из разных районов, а психолог по своей системе выводил ребят из состояния тревоги, безысходности, отчаяния.
Интересуюсь, были ли случаи, когда участники проекта «сходили с дистанции»?
– По объективным причинам таких оказалось семеро. У пятерых (чему мы очень рады) улучшилось здоровье, им сняли инвалидность. А у двоих, к сожалению, ухудшились зрение и общее состояние, – говорит Л. Кочегарова. – Мы предупреждали родителей, что они не должны допускать переутомления ребенка за компьютером. Но они не уследили. Освободившееся оборудование передано детям из резерва.
С 1 января 2013 года еще 2 – 3 десятка ребят с проблемным здоровьем из пятнадцати районов области, включая южные Курилы, начнут обучаться дистанционно. Уже собраны первичные данные из муниципальных органов управления в сфере образования, и в ближайшее время будут сформированы списки.
Лиха беда
начало
На первом этапе внедрения дистанционного обучения возникало немало сложностей. Педагоги боялись не освоить новые технологии, не знали, как быть с ребятами, которые считались необучаемыми. Но после семинаров и тренингов страхи ушли, учителя увидели, что если применить специальную накладку на клавиатуру, то ребенок, у которого не действуют руки, начнет успешно учиться. Глухонемую девочку протестировали с помощью компьютерной мыши и увидели: она умеет читать и считать. То есть ребенку дали инструмент и увидели – он обучаем.
Сегодня эти школьники получают самые современные технологические уроки. Они изучают живую физику, живую географию, живую историю, исследуют окружающий мир с помощью виртуальной лаборатории «Архимед». У них появились возможности для программирования и конструирования. Это, собственно, и есть та база ресурсов по образовательному стандарту, которая в ближайшие три года придет в обычные школы. Работа с детьми-инвалидами оказалась работой на опережение, и она увлекла учителей. У многих из них возникла потребность ввести в информационную систему всех детей из своих классов.
Пилотный
проект
Сахалинская модель дистанционного обучения детей-инвалидов оказалась эффективной и универсальной. Ею заинтересовалось министерство образования и науки РФ, информация о разработке размещена на двух федеральных сайтах. Л. Кочегарову попросили выступить на министерском совещании в Москве и провести два обучающих семинара для коллег из регионов.
Особенность в том, что на Сахалине выстроена вертикаль со-управления и со-ответственности на всех уровнях региональной системы образования. Как пояснила Любовь Васильевна, организационно-управленческое обеспечение стало заботой регионального профильного министерства, организационно-технологическое и методическое – центра дистанционного обучения, а дидактическое и учебное – школы.
Эффективность модели в том, что она работает как часы и дает конкретные ответы на любые организационные, педагогические, экономические вопросы. При необходимости родители получают исчерпывающую информацию о том, как правильно организовать дистанционные уроки и сетевое взаимодействие, как следить за переданным им имуществом. У каждого педагога-координатора есть определенная модель поведения в той или иной ситуации. Он знает, как действовать, если сломалось или перестало работать оборудование и прочее.
– Мы ушли от первичных предложений министерства образования и науки РФ, когда нам предлагали создать единый центр дистанционного обучения детей-инвалидов и несколько подцентров или филиалов в районах, – рассказывает Л. Кочегарова. – Мы настояли на том, что именно школа, где учится ребенок-инвалид, должна нести ответственность за технологии его обучения и быть готовой к внедрению новых педагогических инноваций. Это наша позиция. А самое радостное для нас то, что мы опередили московские пилотные проекты. Аналогичные мы реализуем с 2006 – 2008 годов в Александровске-Сахалинском, Холмске, Южно-Сахалинске, Поронайске, Долинске. Сегодня практически все сахалинские школы сами дистанционно обучают своих детей.
Универсальная система
Специалисты центра применяют интересную модель технологического обеспечения, которой пользуются единицы даже в центральных городах России. Они разделили понятия «интернет» и «внутренняя связь». Это особенно актуально для области на островах, ведь интернет идет с материка и возможно его прерывание. А внутренняя сеть позволяет сделать канал связи защищенным, устойчивым. Так вот, сейчас создается система видеоконференц-связи, позволяющая без интернета проводить видеоконференц-уроки. Островные педагоги уже обучены этому, а в 2012 году они смогут пользоваться обновленными ресурсами федеральных порталов.
Модель отлично работает и при этом приспособлена к любой другой системе задач. При необходимости сделать школы ресурсными центрами не придется строить что-то новое, поскольку уже создана система управления любым новым проектом в школе. Есть техническое обеспечение и подготовленные кадры, определены критерии качества обучения, отлажен административный контроль за организационно-методическим сопровождением детей. На базе ресурсных центров (такие уже есть в поронайской школе № 7, лицее «Надежда» Холмска и шахтерской школе) можно проводить межрайонные конференции, педагогические совещания, обсуждения. Сеть будет расширяться, в 2012 – 2013 годах еще в 55 школах появятся мини-ресурсные центры дистанционного обучения.
Л. СТЕПАНЕЦ.